Русь-Инфо

- Агентство статической информации.


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: Марша извращенцев в Новоульяновске не будет!


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
В Великобритании обучат пятилетних малышей как менять пол
В Великобритании обучат пятилетних малышей как менять пол Горькие плоды отречения от истинной веры мы сегодня наблюдаем практически во всей Европе. Наглядным примером является уничтожение моральных и духовных принципов на территории католических и различных деноминаций протестантских стран. Так, например, некогда славившаяся во всем мире своими устоями, Великобритания превращается в страну, погрязшую в содомии и разврате.

Сайт «Русские Матери» сообщает со ссылкой на местные СМИ, что в Англии, Уэльсе и Шотландии пятилеток прямо в школе будут учить изменять пол. 8 августа 2018 издание «LifeSiteNews» опубликовало информацию о том, что шотландские государственные школы и детсады теперь научат пятилеток, что пол - это «выбор самого ребенка», пишет источник информации.

Энтео перестал прикидываться православным
Энтео перестал прикидываться православнымДмитрий Энтео, он же - Цорионов, известный своими скандальными выходками, направленными на дискредитацию Церкви, утомился играть в православного верующего, сошелся с кощунницей Алехиной и теперь вместе с ней устраивает «декоммунизационные» дебоши.

Очердную ацию Pussy Riot Алехина и Энтео провели у дверей ФСИН. Они прикрепили на здание наклейки с надписями: «ГУЛАГ = ФСИН», «Убийства, пытки, рабский труд», а также какие-то фотографии. В ходе акции из здания вышел сотрудник ФСИН и отклеил плакаты, заявив о «ненадлежащем порядке подачи письменного заявления». Напомним, что активист Дмитрий Энтео (настоящая фамилия – Цорионов) изгнан из движения «Божья воля» и перестал быть его лидером около года назад. Такое решение было принято из-за романа Энтео с участницей Pussy Riot Марией Алехиной.

Соцсети растят поколение с умственным развитием, как у «трёхлетних детей»
Соцсети растят поколение с умственным развитием, как у «трёхлетних детей»Выдающийся английский учёный в области физиологии мозга Сьюзан Гринфилд предупредила, что социальные сети и видеоигры приводят к формированию поколения детей с умственной и эмоциональной зрелостью трёхлетнего ребёнка, сообщает The Daily Telegraph.

Старший научный сотрудник Оксфордского университета и бывший директор Королевского института Великобритании Гринфилд также сказала, что обеспокоена тем, что дети теряют способность думать самостоятельно, сопереживать и общаться друг с другом. Учёный утверждает, что социальные сети и видеоигры приучили детей к моментальному удовлетворению потребности в досуге, и им, также как и малышам трёх лет, всё время необходимо «что-то, что бы их отвлекало, поэтому у них нет собственного внутреннего повествования, внутреннего мыслительного процесса».

Вскоре в России люди будут платно дышать
Вскоре в России люди будут платно дышатьЛюди старшего поколения, наверняка, помнят, какой дикостью им казались указы, издаваемые Сеньором Лимоном - героем мультфильма «Чиполлино». Лимон, желая получить как можно больше денег в свой карман, обирал и без того бедное население, вводя совершенно безумные налоги - то на воздух, то на осадки...

Однако сегодня сюжет, некогда выдуманный Джанни Родари и воплощенный на экраны советскими мультипликаторами начал сбываться наяву, и не где-нибудь, а у нас в стране. Власти Краснодара решили начать брать с людей деньги за воду из уличных колонок! Привычные частному сектору колонки вскоре исчезнут с городских улиц, а их места займут автоматические колонки. Несколько дней назад первая из них уже появилась в Пашковском микрорайоне Краснодара. Следует здесь сказать, что часть жителей города до ...

Публикации
  • 12 августа
В Америке появилась «Женская церковь современного колдовства» лесбиянок-феминистокВ США совершился очередной акт торжества сатанизма - местная налоговая служба США зарегистрировала так называемую «Женскую церковь современного колдовства» и предоставила ей исключительные льготы по налогам и отчетности. Прихожанками «церкви», которая находится в штате Мэриленд, являются извращенки-содомитки. По их словам, данная организация предназначена для того, чтобы «дать новую основу и духовный импульс движению лесбиянок-феминисток».

Первым о признании этой сатанинской секты (слово секта наиболее верно отображает сущность данной организации - прим.ред. religruss.info) сообщил в своем блоге для издания Forbes известный аудитор, специализирующийся на налоговых вопросах, - Петер Рейли (Peter Reilly).

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его БожественностиI. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, который сегодня совершается, установлен следующим образом. Место, где совершил Господь спасение наше, т.е. гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из коей Он воскрес, по времени было предано запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими I. Христа и Его учеников. Так император Адриан во II веке приказал засыпать мусором и землею гроб Господень, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно также и другия места, освященныя Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святыя места; но это-то и помогло их открытию. Когда, в IV столетии, приняли христианскую веру император Константин и мать его Елена, то им пожелалось возобновить св. град Иерусалим и открыть святыя для христиан места. Царица Елена со множеством золота отправилась для этого в Иерусалим. Она, при содействии патриарха иерусалимскаго Макария, разорила идольские храмы и обновила Иерусалим. Нашла крест Господень и гроб, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, построила большой и великолепный храм в честь воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 го сентября он торжественно был освящен, и положено праздновать каждогодно это освящение или обновление храма. Праздник этот в просторечии называется словущим, т. е. называемым только, воскресением.

II. Праздник обновления, т.е.. освящения, храма Воскресения Христова напоминает нам, братия, о таком событии в земной жизни I, Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности. И. Христос, скажем словами апостола, чрез воскресение из мертвых, во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1:4). И подлинно – из всех доказательств, приводимых богословами в подтверждение божественности I. Христа, нет ни одного такого, которое бы доказывало ее так очевидно и сильно, как воскресение Его из мертвых.
О том, что между сном и смертию существует великое сходство
О том, что между сном и смертию существует великое сходствоI. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в УИ в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшияся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже впродолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славнаго мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... 

II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщаго суда Божия.

Впрочем, смерть каждаго человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули (Иоан. 11:14. Марк. 5:35-39); сему верует наша церковь, называя умерших усопшими.

Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. 

  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив новостей
Август 2018 (21)
Июль 2018 (33)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (47)
Апрель 2018 (47)
Март 2018 (43)
Евангелие от Матфея, глава 5:36 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:34-35 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:33 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 5:32 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 14 января
Священномученик Михаил Блейве, протоиерей
Протоиерей Михаил Иванович Блейве родился 29 октября 1873 г. в Оллустфере (Олуствере), Феллинского (Вильяндиского) уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика местной церкви Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны (в девичестве Леат). В семье было еще две дочери - Александра и Вера. Несмотря на усердие к службе отца семейства, жили в скудости. Когда пришло время определять Михаила Блейве в школу, Феллинский благочинный протоиерей Кирилл Альбов выхлопотал ему казенное содержание в Рижском духовном училище.

В 1894 г. Михаил Блейве окончил Рижскую духовную семинарию по 2-му разряду и как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком при Иоанновской церкви, «что в архиерейской мызе». В 1896 г. его переводят псаломщиком в рижскую Свято-Троицкую женскую общину. В 1899 г. он женился на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, а 1 января 1900 г. Агафангел, епископ Рижский и Митавский, рукополагает его в священный сан.

Местом священнического служения о.Михаила стал Гарьельский (Лаанеметса) приход Верроского (Выруского) благочиния. Он с большой энергией трудился на благо своего прихода: заботился о церковном пении, произносил прочувствованные проповеди, преподавал в школе, помогал бедным. В 1905 г. во время действий карательного отряда он берет под защиту невинно осужденных на смертную казнь.

20 февраля 1908 г. о.Михаил был переведен в Ниггенскую церковь (Ныо). Здесь он организует сбор средств в пользу храма, украшает его новой утварью. 7 декабря 1910 г. о. Михаил Блейве был назначен благочинным 1-го Юрьевского округа и несколько раз ездил в Ригу на съезды епархиального духовенства. С началом Первой мировой войны он проводит особые вечерние богослужения, дабы совершить сугубую молитву за ушедших на фронт, посещает и утешает плачущих матерей и жен.
  • 31 декабря
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойСвященномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.

Учился в Нижегородской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. 18 января 1895 года Троице-Сергиеву Лавру посетил протоиерей Иоанн Кронштадтский. Иван впервые увидел его и, по обыкновению, бывшему за службами отца Иоанна, причащался Святых Таин со многими студентами академии.

Он писал в дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум …это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел… За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума … сознавая о недостоинстве причащения, которое восполнить могла только молитва о. Иоанна…» (1, с. 200). В 1896 году Иван окончил Московскую Духовную Академию.

В 1897 году принял монашество. Преподавал в Смоленской, Минской и Уфимской духовных семина-риях, после чего был назначен ректором Олонецкой Духов-ной семинарии. Написал много трудов на темы библейских писаний.
  • 17 декабря
Святая княжна Кира ОболенскаяКира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции».
Может ли кино расположить к святой жизни?
  • 29 октября
Может ли кино расположить к святой жизни?«Телевидение нанесло людям огромный вред. Особенно разрушительно оно воздействует на маленьких детей. Как-то ко мне в каливу пришел семилетний мальчик со своим отцом. Я видел, как устами ребенка вещал телевизионный бес, подобно тому, как бес говорит устами одержимых. Все равно как если бы младенец родился с зубами. Сегодня не часто видишь нормальных детей - дети превратились в чудовищ. Дети не работают головой, они просто повторяют то, что увидели и услышали. Таким вот образом с помощью телевидения некоторые хотят оболванить мир. То есть по их замыслам остальные должны верить тому, что услышали по телевизору, и поступать в соответствии с этим».

Преподобный Паисий Святогорец.

«Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я имел всегда абонемент - кресло в партере.

Впоследствии, когда я узнал другие, духовные утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовных», - рассказывал своим духовным детям во время беседы преподобный Оптинский старец Варсонофий..

* * *

На тему «Может ли кино расположить к святой жизни?» размышляли российские современные представители кинематографа, политики, деятели науки, искусства, священнослужители, организаторы и зрители XIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» в день его открытия, 28 октября 2016 года. Кинофестиваль завершится 6 ноября торжественной церемонией закрытия на котором состоится подведение его итогов и награждение победителей.   

Может ли кино расположить к святой жизни?Сергей Васильевич Маковецкий, народный артист России

Ни одно самое талантливое произведение не может кардинально изменить зрителя. Так же как ни одно выдающееся произведение искусства не делает человека хуже. Но мы говорим о действительно выдающихся произведениях, которые заставляют сопереживать, вызывают жалость, восхищение, радость и другие светлые чувства.

Но вот закрывается занавес или гаснет экран… Надолго ли сохранятся эти чувства, когда начнется обыденная жизнь, ежедневные проблемы? Сколь долго человек сможет сохранить полученное? Может быть, оно останется на всю жизнь, возможно, что-то когда-то блеснет в памяти, а возможно, просто забудется.

К примеру, человек приходит на кладбище, суетность отступает, он погружается в тишину, вспоминает о вечности. Но проходит несколько минут, он покидает кладбищенскую ограду и попадает в круговерть событий - и от недавних переживаний не остается и следа.

Для того чтобы жить - я не говорю святой - нормальной жизнью, должна быть основа, заложенная в детстве, бабушками и дедушками, родителями. Душа должна быть живой, уметь откликаться на то, что видит и слышит, не оставаться равнодушной.

Да, бывают случаи, когда произведение может дать толчок, открыть что-то сокровенное в человеке. Но чтобы это случилось, это сокровенное должно быть где-то внутри. Мой друг из Киева под влиянием одного из спектаклей действительно изменил свою жизнь. Но он был готов к этому. «Имеющий уши да услышит». Должны быть уши, и душа должна уметь откликаться на то, что увидела и услышала.

Наверное, есть запретные темы. Но кино должно быть разным. Главное - в нем должна быть заложена любовь. Ибо любовь может изменить даже самого закоренелого человека. Человек живой, он находится на земле, а не на небе, может совершать ошибки. Важно - что в итоге, что остается.

Бывают неоднозначные, страшные, жесткие фильмы: «Однажды в Америке» Серджио Леоне, работы российского режиссера Алексея Балабанова (1959-2013; фильмы «Брат», «Брат-2», «Война», «Груз-200») и др. Но они сделаны талантливо, затрагивают за живое, душа начинает болеть. Но для этого душа должна быть.

«А вообще с нами все делает Бог. Все эти произведения - лишь Его подручные средства». Это не я сказал, это кто-то из великих…

Может ли кино расположить к святой жизни?Константин Михайлович Долгов, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук

С момента возникновения кинематографа долгое время считалось, что этот вид искусства не способен выражать высшие сферы духа и, следовательно, воздействовать на них. Может быть, это объяснялось тем, что язык киноискусства поначалу был не развит: немое кино, которое базировалось на мимике и пантомиме, не могло сравниться с языком литературы и других видов искусства. Однако постепенно кинематограф создавал свой собственный сложный и утонченный язык, который становился все более универсальным, способным к выражению глубочайших и тончайших мыслей и чувств. Можно вспомнить такие фильмы, как «Причастие» И. Бергмана, ряд фильмов Ф. Феллини, М. Антониони, картины «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Война и мир» С. Бондарчука. На мой вопрос, что он хотел выразить этим фильмом, Сергей Бондарчук ответил: проблему жизни, смерти и вечности. Назову также ленты «Очарованный странник» И. Ермакова (в главных ролях Н. Симонов, Т. Доронина), «Отец Сергий» И. Таланкина, «Летят журавли» М. Калатозова, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Калина красная» В. Шукшина, «Не стреляйте в белых лебедей» Р. Нахапетова, «Идиот», «Братья Карамазовы» И. Пырьева, фильмы А. Тарковского, прежде всего «Андрей Рублев», «Уроки французского» Е. Ташкова и другие экранизации произведений В. Распутина, «Остров» П. Лунгина, документальные фильмы о Преподобном Сергии Радонежском, Антонии Сурожском, старце Паисии Святогорце, а также фильмы, посвященные отдельным храмам и обителям, святым местам.

Естественно, каждый из этих фильмов по-своему воздействует на зрителя: одни - прямо и непосредственно, другие - не сразу, по прошествии какого-то времени, но все они глубоко западают в душу и сердце человека, побуждая его вспоминать и думать о Боге, о вечности и о смысле собственной жизни, что так или иначе выводит его рано или поздно на праведный путь, направляет его усилия и всю его жизнь, все его устремления к Богу, к высшему, сокровенному, священному. В этом смысле кинематограф если еще не до конца может сравниваться по своему значению с классической литературой, то он во всяком случае уже вплотную приблизился к ней и оказывается способным к выражению фундаментальных идей, глубочайших переживаний и самых возвышенных видений и образов. Обо всем этом мне посчастливилось беседовать с С. Герасимовым, С. Юткевичем, Г. Чухраем, Л. Кулиджановым, С. Бондарчуком и другими великими кинорежиссерами.

Может ли кино расположить к святой жизни?Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области

Кинематограф - это, по большому счету, вид изобразительного искусства. А сущность изобразительного искусства заключается в его содержании. Поэтому кинематограф может привести к святости, если будет изображать достойные примеры. Так же и слово может просвещать, возвышать, если передает достойное содержание. По-настоящему кинематограф, как и любое другое искусство, должен это делать. Как говорил Некрасов:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

Если во имя любви, во имя Бога, то тогда - да, кино может привести к святости. Существуют прекрасные экранизации христианской классики - Достоевского, Гоголя. А когда появились фильмы об иконах, о богослужении, то для многих это стало открытием. Человек может увидеть то, что ему недоступно: например, женщины могут посмотреть фильмы про Афон, ведь они никогда не сподобятся там побывать.
Кинематограф с духовным содержанием очень важен в современном мире еще и потому, что многие сейчас, к сожалению, мало читают.

Может ли кино расположить к святой жизни?Валерий Николаевич Расторгуев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
    
Чтобы ответить на вопрос, сделаю три пояснения. Первое: святая жизнь и развлечения редко совместимы. А кинематограф - это все-таки развлечение, а еще чаще - откровенное искушение. Любой фильм - кот в мешке… Книгу можно отложить сразу, как почувствуешь неладное, с кинематографом труднее. Исключением может служить разве что кинофестиваль «Лучезарный Ангел», организаторы которого проводят некоторую селекцию, отделяя с молитвою зерна от плевел и созывая людей неслучайных, добрых, светлых, одаренных свыше (последнее о создателях фильмов).

Второе: свято место пусто не бывает. А жизнь, не заполненная внутренним светом и не согретая любовью, заполняется всем тем, что противостоит свету и любви. Свет юпитеров (СМИ или театр) или свет киноэкрана в полутьме могут иметь отношение к просвещению, идущему от эпохи Просвещения с ее безграничной верой в силу человеческого разума, что часто оборачивается неверием в Творца, а то и бунтом гордого знания против веры. Просвещение светом Христовым имеет иную природу. Оно рождено не гордыней разума, а Высшей Силой и смирением перед нею, перед Божией волей. Поэтому расположить зрителя к святой жизни может что угодно, но по воле Божией: и великая радость, и великое горе, и даже падение, свое или чужое, прегрешение - вольное или невольное… К тому же не только доброе, но и «недоброе» кино может вызвать как просветление, так и помутнение души. Однако те, кто творит добро, спасаются, а тем, кто соблазняет слабых, не позавидует и Гоморра.

Третье: кинематограф можно уподобить набору «живых зеркал» с постоянно изменяющейся «амальгамой», которая реагирует на то, как и кто смотрится в это волшебное зеркало. Эта «амальгама» такова, что либо делает стекло совершенно непроницаемым и превращает кино в подобие простого зерцала, полностью закрывая «заэкранный» мир «обратным» изображением самого смотрящего, либо создает эффект наслоения самообраза зрителя, вымысла творцов фильма и самой реальности. И поэтому «многослойное» кино каждому открывается по-своему. Здесь речь идет о высшем Замысле и том Промысле, который пронизывает любую человеческую деятельность, в том числе и творчество кинохудожника, независимо от того, осознает ли человек это вмешательство (иногда попущение) или нет.

Может ли кино расположить к святой жизни?Протоиерей Максим Козлов, профессор МПДА, первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ

Нет, кинематограф не может расположить человека к святой жизни. Это не в состоянии сделать никакой вид искусства. К святости располагают подвиг и то, что передается из глаз в глаза, из рук в руки. Очень люблю слова преподобного старца Силуана: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит в глазах другого отблеск святой жизни». Этот отблеск нельзя сыграть.

Ленин в свое время говорил, что «для нас важнейшим из искусств является кино». Для них - да, для нас это нечто второстепенное. Это не значит, что кинематограф не важен. Важен, но только задачи нужно ставить более реалистичные: не к святой жизни располагать, а так или иначе формулировать адекватные эстетические и этические ориентиры; не зависать в пошлости и пакости, а утверждать некие культурные, религиозные и нравственные традиции; вообще рассказывать, что мир не сводится к примитивным лозунгам - идеологическим или рекламным. В нем есть глубина и красота, в том числе человеческой личности. Но все-таки кинематограф в лучшем случае - это о глубоко душевном. А духовное останется в церковной жизни.

Мне нравится, как к изображению высочайшей святости подошел в свое время Константин Романов - К.Р. - в своей драме «Царь иудейский». Там о страстных событиях мы узнаем из разговоров других людей. Там нет Христа, Которого изображают. Это, на мой взгляд, более правильно и по-христиански, чем, например, фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», к которому я в целом отношусь положительно. В наше время он напомнил о самом важном в христианстве. Но то, что Константин Романов был глубже и ближе к исконно церковной традиции, по-моему, несомненно.

Изображение святых на экране - вещь как минимум спорная, в особенности когда речь идет о них как об исторических деятелях. Боюсь, что это может свестись к неплохой, но иллюстративной стороне жизни. Но о святых - исторических деятелях - все и так знают. Например, всем известно, что Александр Невский воевал с псами-рыцарями, поэтому фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» - о полководце, а не о святом. Мне бы очень не хотелось, чтобы картины о Преподобном Сергии стали бы фильмами о собирателе русских земель при всей важности этой стороны жизни Преподобного. Но сокровенный монашеский подвиг как изобразишь? А без него понять, кто такой Преподобный, очень сложно.

Может ли кино расположить к святой жизни?Николай Петрович Бурляев, народный артист России

Основываясь на 56-летнем кинематографическом стаже, могу уверенно говорить о том, что кинематограф в идеале своем может приближаться к тому, что угодно Господу, - быть иконой. Хотя пока такого кинематографа нет. Тем не менее квадратное пространство экрана должно стать тем окошком в горний мир, в который должна устремляться душа. Подступы к такому кинематографу были осуществлены еще в Советском Союзе, когда появился планетарный режиссер Андрей Тарковский, создавший в атеистические времена фильм «Андрей Рублев». Зрителям эта картина помогала воцерковляться, приближаться к Господу. Под воздействием этого шедевра многие люди избрали путь служения Русской Православной Церкви. Так что мой ответ однозначен: да, кинематограф может быть таковым, таким он и должен быть.

После «Андрея Рублева» подобных авторских попыток было не столь много, но они были - например, фильм Владимира Хотиненко «Поп», в этот же ряд с определенной натяжкой можно поставить «Остров» Павла Лунгина. Хотя я не знаю, насколько «Остров» помогал людям приближаться к Храму, - там выведены неоднозначные образы духовных лиц.

Пока такой кинематограф остается мечтою, но я надеюсь, что мы будем делать более уверенные шаги в этом направлении, когда наш президент подпишет указ об основах новой государственной культурной политики - позитивной политики. Когда наш экран будет отвергать то, что недостойно души, а власти предержащие в Министерстве культуры, в Фонде кинематографии будут давать деньги не на суперкассовые фильмы, а на подлинные кинематографические шедевры. Второй очень важный шаг в этом направлении - выведение культуры из рынка. Пока она в рыночных условиях, шанс появления фильмов, просветляющих и возвышающих душу, невелик.

Может ли кино расположить к святой жизни?Митрополит Тамассийский и Оринийский Исаия

Святость как сверхъестественный результат определенного духовного процесса не может быть воспроизведена на киноэкране. Святость переживается эмпирически как дар Божественной Благодати, причем переживается во внутреннем опыте человека и тех, кто с ним соприкасается. Единственное, что мы можем сделать, - так это представить ее описательно. В этом могут конкурировать иконопись, поэзия, музыка, архитектура, литература, театр и седьмое искусство - кинo.

Кино заставляет задумываться над главным вопросом о смысле жизни, предоставлять событийные открытые ответы, которые на пределе своего воплощения могут быть реализованы только в судьбе самого зрителя. Киноискусство может воспитывать критическое мышление, способствовать всестороннему развитию личности, раскрывая, может быть, и неведомые даже самому зрителю грани его души.

В нашей Кипрской Церкви миссионерское общество имени апостола Варнавы стало выпускать короткометражные фильмы на основе житий святых. Эти картины были смонтированы так, что активными элементами в них были поэзия и музыка. И такие короткометражки, применяемые на уроках в школе, действительно воздействовали на детей! Наставляли их святой жизни. Кино ненавязчиво учит эстетически правильно воспринимать окружающую действительность. А если еще просмотр сопровождается критическим разбором с опытным педагогом - дети с удовольствием вовлекаются в этот воспитательный процесс. Короткометражные фильмы очень подходят для школы. Роль кино в процессе образования и воспитания нельзя недооценивать, кино несет культурные, исторические, социальные кодировки. Любое искусство - проводник идей. Так пусть же кино станет проводником святых идей!

Игровое и документальное кино является важной частью в консолидации поколений и в целом современного общества - посредством кино людьми усваивается язык образов, который становится языком общения человека с миром, личности с личностью, художника с аудиторией и т.д. Кино - это посюсторонний язык, который фиксирует горизонталь человеческого общения, в то время как молитва - восстанавливает вертикаль Богообщения. Однако подлинный духовно-нравственный кинематограф работает в точке пересечения вертикали и горизонтали, посвящая человека и мир Богу и освящая мир и человека присутствием Божества. Современный кинематограф не только может, но, поскольку ему дана эта власть, должен руководить современника к богоугодной и спасительной жизни по Евангелию.

Может ли кино расположить к святой жизни?Владимир Иванович Хотиненко, режиссер, народный артист России
    
Зрителю важно соотноситься с тем, что происходит на экране, сопереживать. Если с героем не происходит чего-то отрицательного - это уже как-то неправдоподобно, и зрителю неинтересно. Господь Единый безгрешен, а все мы так или иначе живем страстями. Человеку до святости всегда надо пройти определенный путь. Добродетель интересна в становлении, она должна вызреть на глазах у зрителя - только такой духовный опыт в кадре убедителен. «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла», - как писал Достоевский. Если это реальный путь к Богу, он всегда тернист. А еще: вера - это что-то сугубо личное, хрупкое. Это то, что оберегают. Духовный опыт жизни во Христе всегда сокрыт от посторонних глаз. Это нечто необычайно сложное - переплетение внутренней жизни и внешних обстоятельств. А потому это все-таки не предмет самого массового из искусств. По крайней мере, для кинематографиста воплощение святости неимоверно сложная задача. Искусство кино сюжетно, это всегда повествование о пути. О ком бы ты ни снимал фильм - о священнике, о святом даже! - нельзя заведомо его помещать на хоругвь. А визуальное искусство сакрального именно к этому располагает: как правило, на иконах святого в клеймах пишут уже чудеса, в которых прославляется Бог и прославляет Своего угодника. Это еще в текстах житий возможно описание жизни до обращения человека к Богу. Вспомните, сколько в святцах бывших разбойников и блудниц? Но о святом, когда он уже стал святым, достаточно сложно снимать то, что происходило с ним до обращения. Кинематограф в силу своей повествовательности и в то же время зрелищности призван балансировать между иконой и житием. Надо снимать историю человека. Нельзя показать изначально и на протяжении всего фильма неизменно святым героя. Его надо провести через испытания. Тогда ему зритель сможет сострадать, сможет его опыту поверить. Именно такое кино, возможно, и может расположить избирательно кого-то из зрителей к жизни святой.

Может ли кино расположить к святой жизни?Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА

Как-то раз я застал почтенного клирика храма Преображения Господня в Салониках отца Иосифа за странным занятием: он что-то досконально записывал, потом сверял с аудио-оригиналом, опять писал…

- Батюшка, чем это вы заняты?
- Я ваш русский фильм «Остров» расшифровываю! И пишу подстрочник.
- Зачем?!
- Вы знаете, такое паломничество началось: греки едут в Россию и ищут старца Анатолия. Хотят ему помочь. Я сначала их разуверял в том, что это вымышленный персонаж, сыгранный актером, но потом понял, что это бесполезно. Теперь просто отправляю их на Соловки, на Валаам. Они действительно там помогают. Разве это не то самое, о чем вы спрашиваете? Вот конкретный фильм расположил греческого зрителя к святой жизни.

Может ли кино расположить к святой жизни?Иеромонах Иосиф (Павлинчук), Париж (Франция)

Современный кинопроцесс особенно в своей чисто производственной части зачастую оказывается сильно зависим от зрителя: снимается то, за что зритель готов платить. А святость исключена из товарно-денежных отношений. Хотя преподобный Серафим Саровский предлагал подвизаться именно в той добродетели, которая приносит, как это бывает и в реальной торговле, больше всего «барышей». То есть Благодати Духа Святаго! Известно, что пятая заповедь о почитании родителей - единственная, когда Господь сразу обещает что-то взамен: долголетен и счастлив будешь на земле (Втор. 5:16). А это значит явно действует благодать. Чешский режиссер Иржи Менцель предложил, например, такой способ по ее стяжанию и заключению в рамку кинокадра. Он говорит, что вообще история искусства показывает: все, что создавалось, возникло исключительно потому, что это было кому-то нужно. У самого этого режиссера мать - простая портниха, отец интеллектуал. И он старается писать сценарии и снимать фильмы так, чтобы и матери было понятно, и перед отцом не было бы стыдно. Это универсальный совет кинематографистам: нужно просто в процессе работы над картиной представить, как воспримут ее мать, отец, духовный отец. Тогда есть шанс, что такое кино сподвигнет кого-то к святой жизни.


Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Источник: Журнал "Покров"
28 октября 2016 г.