Религия России

- Агентство религиозных новостей. Новости религии


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: В Европе на 5 лет запретят использовать системы распознавания лиц


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
Патриарх Афинагор и его связи с ЦРУ
Патриарх Афинагор и его связи с ЦРУНичего нет тайного, что когда-либо не станет явным (Лк. 8, 17), говорит Священное Писание. О том, что Константинопольские Патриархи тесно сотрудничают с американскими спецслужбами уже давно идут разговоры. А вот сейчас уже доподлинно стало известно, что данное сотрудничество не чей-то вымысел, а самая настоящая правда.

ЦРУ рассекретило часть документов о связях Константинопольского Ппатриарха Афинагора со спецслужбами, об этом сообщает на своих страницах греческое издание "Ромфея" со ссылкой на Orthodox History. В статье говорится о том, что патриарх Афинагор, в миру Аристоклис Спиру, в 1930 году был назначен архиепископом Северной и Южной Америки, а в октябре 1948 года был избран Константинопольским Патриархом вместо вынужденного уйти на покой патриарха Максима V ...

Лицо вместо документов для заключения договора с сотовыми операторами
Лицо вместо документов для заключения договора с сотовыми операторамиВ скором времени договор об оказании услуг связи можно будет заключать с помощью биометрических данных без предъявления документов. Соответствующий закон № 891465-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже представлен в Госдуму РФ...

Если данный законопроект будет утвержден, тогда, чтобы через интернет заключить договор об оказании услуг мобильной связи с физическим лицом или ИП, будет достаточно лишь биометрических персональных данных. Сейчас для заключения договора онлайн необходимо заверить его усиленной квалифицированной электронной подписью. Можно использовать простую электронную подпись, если при выдаче ключа ее проверки физическое лицо идентифицировали при личном приеме. Поскольку далеко не все граждане имеют соответствующую подпись ...

Кому выгодно устраивать мировую истерию вокруг китайского короновируса?
Кому выгодно устраивать мировую истерию вокруг китайского короновируса?Кто устраивает панику и даже «пророчествует» о крахе мировой экономики, который, якобы, способен вызвать короновирус? Так ли страшна эпидемия, по словам западных СМИ, «бушующая» нынче на территории Китая? Или все-таки шум вокруг нее неизмеримо превышает ее масштабы?...

С самого начала паники вокруг коронавируса многие российские эксперты считали, что масштаб эпидемии сильно преувеличен глобалистами для получения экономических и политических выгод. Приспичило же ВОЗ, зависимой от правительства США, так нагнетать ситуацию, когда от сезонного гриппа в Китае гибнет намного больше людей, чем сейчас. И как же интересно это все совпало с якобы окончанием торговой войны между США и Китаем! Я не китаевед, но уже 20 лет занимаюсь анализом политических...

Велико почитание святой Ксеньюшки среди русского народа
Велико почитание святой Ксеньюшки среди русского народаЛюди часами готовы стоять на морозе, чтобы приложиться к мощам всеми любимой святой - блаженной Ксении Петербургской...

6 февраля день памяти всероссийской любимицы - Ксении Петербургской или, как ласково в народе ее называют, - Ксеньюшки. Сотни и сотни людей ежедневно приходят поклониться мощам блаженной в часовню, расположенную на Смоленском кладбище в Петербурге, а в день ее памяти количество богомольцев, желающих помолиться рядом с ракой этой дивной святой исчисляется десятками тысяч. Данный факт говорит о том, что сердца наших людей открыты Господу, что жива в них еще вера. Публицист и телеведущий Валерий Николаевич Татаров поделился впечатлениями на своей странице в соцсети Facebook об увиденном 6 февраля 2020 года ...

Публикации
  • 16 февраля
«Яндекс» скоро начнет заменять своих курьеров на роботовЛюдей постепенно вытесняют с рабочих мест, заменяя их роботами. Вот, скоро еще немалое количество рабочих мест будет уничтожено: "Яндекс"  собирается вместо курьеров-людей взять на работу роботов-курьеров.

Роботов-курьеров "Яндекс" создал еще осенью прошлого года "Яндекс". "Яндекс.Роверы" представляют из себя шестиколёсные беспилотные ящики, которые сразу включились в работу: они развозили документы между корпусами московской штаб-квартиры поисковика. Теперь в компании объявили, что роботов обучили новому навыку: электронные курьеры "Яндекса" начал доставлять посылки с маркетплейса "Беру". Новая опция доставки добавилась в меню выбора типа доставки сервиса "Беру" для сотрудников "Яндекса". Сначала пользователь получает запрос о готовности принять заказ, а, подтвердив его, указывает номер подъезда ...

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Слово на Сретение Господне
Слово на Сретение Господне«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных»

(Лк. 2:22–24).

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (Исх. 13:2). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... 
Крещение Господне и Иоанн Предтеча
Крещение Господне и Иоанн ПредтечаИоанн удерживал Его (Иисуса Христа)
и говорил: мне надобно креститься от Тебя,
и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ:
оставь теперь, ибо так надлежит нам
исполнить всякую правду.

(Мф.3:14-15)

Сегодня во всей Вселенской Православной Церкви совершается торжественное воспоминание и прославление Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Св. Евангелист повествует, что когда Господь пришёл на Иордан креститься, то Иоанн удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Не подобное ли и мы сказали бы, зная, Кто этот приходящий: Господи, что знаменует сие крайнее смирение Твое, что Ты, Господь безгрешный, приходишь креститься к человеку, пусть и праведному Твоей же благодатью и правдой? Что омывать в Тебе, чистейшем солнца, или просвещать в Тебе, Солнце Правды? Но нам ли грешным, близоруким и недальновидным во всём, что касается тайны нашего спасения, прорекать Самому Господу, Который всё сотворил и творит премудро многое выше слова и разума? Все слова и действия Господа Иисуса Христа носят в себе печать высочайшей премудрости и правды Божьей, недомыслимых гордыми учёными века сего, дерзающими приравнивать Самого Господа славы к обыковенным людям и толкующим слова Его по понятиям своего извращённого и заблудившегося ума (Лев Толстой); и мы должны смиренно склоняться перед Ним с совершенным доверием и с углублённым размышлением, прося разумения от Бога. Так и означенные слова Господа Иоанну о том, чтоб он крестил Его молча и не противореча, и само действие крещения от руки Иоанна носят на себе также отпечаток высочайшей премудрости, благости и правды Божьей.

  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
Архив новостей
Февраль 2020 (29)
Январь 2020 (69)
Декабрь 2019 (70)
Ноябрь 2019 (68)
Октябрь 2019 (103)
Сентябрь 2019 (102)
Евангелие от Матфея, глава 24:03 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 


Евангелие от Матфея, глава 24:01-02 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
И выйдя Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 23:37-39 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 23:35-36 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 7 февраля
Мученик Борис Заварин, псаломщикМу­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1910 го­да в се­ле Ко­пы­ри Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия За­ва­ри­на[1] и его су­пру­ги Алек­сан­дры. По окон­ча­нии, уже в со­вет­ское вре­мя, се­ми­лет­ней шко­лы Бо­рис по­сту­пил в храм пса­лом­щи­ком и слу­жил в Вос­кре­сен­ской церк­ви по­го­ста Рас­ло­во Гря­зо­вец­ко­го рай­о­на Во­ло­год­ской об­ла­сти.

16 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча; в тот же день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли: поч­та­льон и учи­тель шко­лы. Они по­ка­за­ли, буд­то Бо­рис За­ва­рин «аги­ти­ро­вал, что нам тер­петь на­си­лие со сто­ро­ны без­бож­ной вла­сти нель­зя, на­до дей­ство­вать, при этом вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние по адре­су пар­тии ВКП(б)... аги­ти­ро­вал кол­хоз­ни­ков, чтобы они не под­чи­ня­лись уста­нов­лен­ной тру­до­вой дис­ци­плине и чтобы не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, го­во­ря им, что хо­тя вы и ра­бо­та­е­те, но ни­че­го не по­лу­ча­е­те, си­ди­те го­лод­ные, ра­зу­тые, раз­де­тые, нуж­но ухо­дить из кол­хо­зов. За­ва­рин хо­дил с по­пом со сла­вой по де­рев­ням кол­хо­за, где так­же аги­ти­ро­вал про­тив кол­хо­зов, го­во­ря, что они не рен­та­бель­ны и ско­ро раз­ва­лят­ся».

17 ян­ва­ря Бо­рис Сер­ге­е­вич вме­сте с тре­мя свя­щен­ни­ка­ми, слу­жив­ши­ми в со­сед­них се­лах и то­же аре­сто­ван­ны­ми, был до­став­лен в тюрь­му в го­ро­де Во­лог­де и в тот же день до­про­шен. Свя­щен­ни­ки ого­во­ри­ли се­бя, при­знав се­бя ви­нов­ны­ми.

- Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Дай­те ис­чер­пы­ва­ю­щие по­ка­за­ния след­ствию по дан­но­му во­про­су, - по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча.

- Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не счи­таю, - от­ве­тил пса­лом­щик.
  • 24 октября
Преподобный Феофан исповедник и творец каноновПреподобный Феофан родился от благочестивых родителей, живших в Палестине. Они были люди богобоязненные и особенно усердствовали в страннолюбии. Феофан имел брата, наименованного впоследствии за понесенные им от иконоборцев страдания – Начертанным1. Попечениями своих родителей, Феофан с братом своим Феодором обучились всякой книжной премудрости и были искусными философами2. Постигнув суету и непостоянство настоящего мира, «ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31), оставивши все, братья пришли в Лавру святого Саввы3 и посвятили там себя иноческой жизни, в коей и подвизались ревностно, преуспевая в молитвах и во всех добродетелях. За свою добродетельную жизнь Феофан был удостоен пресвитерского сана.

В то время началось безбожное гонение на святые иконы4, которое волновало всю церковь Божию, и многие христиане за почитание святых икон подверглись гонениям и мучениям. Тогда сии премудрые учители и защитники православия были посланы иерусалимским патриархом5, как бы агнцы к волку, к императору Льву Армянину6 для обличения его злочестия. Пришед в Константинополь и представ пред сим богопротивником, они дерзновенно обличали его в злочестии. Вследствие сего братья-философы много пострадали, и не от одного только императора Льва Армянина, но и от других бывших после него, императоров Михаила Балбы и Феофила7. Они претерпели многоразличные мучения, раны и оковы, голод и жажду, ссылки и заклеймение лиц, заточения и другие бесчисленнейшие злополучия. В течение более двадцати лет, от 817-го до 842-го года, они были мучимы и гонимы иконоборцами. Среди сих бедствий, святой Феодор преставился8, а Феофан дожил до наступления мира в Церкви. Сын Византийского императора Феофила, Михаил9, приняв вместе с матерью своею Феодорою скипетр Византийских императоров, восстановил почитание святых икон, внес их в церкви Божии и возвратил из заточения всех святых мужей, страдавших за иконопочитание, оказывая всем им большие почести. Тогда же был возвращен из заточения и святой Феофан и, после принятия рукоположения от патриарха Мефодия10, уничтожившего иконоборческую ересь, был назначен на митрополичью кафедру Никейской церкви11.
  • 23 октября
Преподобный Вассиан (Василий) КонстантинопольскийПреподобный Вассиан был родом из восточной Сирии.

В царствование благочестивого царя Маркиана1 он прибыл в Константинополь. Два именитых мужа Север и Иоанн дали ему средства построить в Константинополе монастырь.

Преподобный еще при жизни прославился своими добродетелями и чудотворениями. Многие, внимая ему, отреклись от мира и приняли иночество.

Число учеников преподобного Вассиана достигло до 300 человек. Многих он избавил от власти диавола и привел к Богу, изгонял бесов, исцелял недуги и творил другие бесчисленные чудеса.

Преподобный почил в глубокой старости2.


Примечания:

1 Маркиан – император Византийский, – царствовал с 450 до 467 г.

2 † в конце V века.


Святитель Димитрий Ростовский






Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин), диакон Спасо-Преображенского Собора г. Невьянска
  • 16 августа
Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин), диакон Спасо-Преображенского Собора г. Невьянска4 (17) марта 1882 года, в день блгв. кн. Вячеслава Чешского в губернском городе Перми, в семье Георгия Авксентьевича Луканина родился сын, которого, окрестив, назвали Вячеславом в честь св. Чешского князя. Георгий Авксентьевич (отец Георгий) долгие годы честно служил в домовой церкви Кирилла и Мефодия при Пермском духовном училище, где он преподавал русский язык в начальных и старших классах. И, как было заведено, Вячеслав пошёл по стопам своего отца-священника. Сам же Вячеслав, будучи от рождения слабым ребенком, часто болел, но ещё в юности сам выбрал себе духовную стезю и поступил в Пермское духовное училище, где трудился его родной батюшка. Большая семья священника Георгия была малообеспеченной. Духовное училище помогало Луканиным, чем могло: Вячеславу выделяли средства и на питание, и на зимнюю одежду. От рождения Господь даровал Вячеславу очень красивый, сильный голос. Это сразу было замечено его преподавателями и воспитателями, поощрявшими и развивавшими у мальчика его необычайные вокальные данные. Первым естественным послушанием юного воспитанника стало клиросное пение в училищном храме, где его всё чаще назначают «старшим по хору». Учился Вячеслав с большим трудом, ежегодно пересдавая задолженности по истории, математике, физике и другим естественным наукам: он был вынужден пропускать занятия по болезни, а свободное время всё чаще отдавал церковному пению ( ПЕВ /1901, С.195.). После окончания Пермского духовного училища, будучи семнадцатилетним юношей, с хорошим голосом, он был направлен на регентские курсы, которые проводились ежегодно при Пермской епархии. По окончании этих курсов в 1889 году, Вячеслав Луканин поступает на первый курс Пермской духовной семинарии. Но по слабости здоровья Вячеслав не может учиться из-за частых хворей, отвлекающих его от регулярного посещения учебных занятий. К концу первого курса у него на- копилось много задолженностей почти по всем предметам. Но любовь к церковному пению с детских лет все больше и больше захватывала сердце юноши, склоняя его к полной самоотдаче служению Господу. Зная, что Вячеслав часто болеет и не может продолжать учёбу, учитывая прекрасные способности юноши, и его необычайный голос, учительский совет семинарии,по окончании первого курса, решает оставить Вячеслава в штате Пермской духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров. В 1901 году Вячеслав Луканин был милостиво благословлён Пермским Епископом Петром в архиерейский хор. Видя любовь регента Вячеслава к пению, прихожане Мотовилихинского завода просили его организовать при их Свято- Пермский Епископ Петр Троицкой церкви народный, любительский хор и быть его руководителем, регентом. Вячеслав Луканин не отказал им, и с усердием принялся за это благое дело. При этом он, как и прежде, продолжал служить в духовных училище и семинарии, петь в архиерейском хоре. Пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн, поставил Вячеслава Луканина из чина певчих на должность помощника регента при архиерейском хоре и воспитателем певчих архиерейского дома. Так новым местом жительства Вячеслава стал Архиерейский Пермский Епископ Иоанн дом Пермского владыки.

Спустя год, 16 июля 1902 года, епископ Иоанн определил Вячеслава на должность псаломщика при заводской церкви Святой Троицы г. Кизела Соликамского уезда. Сразу по приезду в Кизел, 20 июля 1902 года, Вячеслав берёт под своё руководство храмовый хор. То, как успешно справлялся Вячеслав со своими новыми обязанностями здесь, на новом месте, свидетельствуют многочисленные архиерейские грамоты и благодарности, получаемые им за свои труды. Здесь же, в Кизеле, 1903 году Вячеслав (а ему был уже 21 год) женился на девице Марии Гордеевне Галкиной. Его супруге в то время было только пятнадцать с половиной лет, родилась она 9 апреля 1888 года( ГОУ. «Государственный архив Пермской области». Ф. 540. Оп. 1. Д. 3. Л. 119.). Через год у Марии и Вячеслава Луканиных родилась первая дочь Галина.

В семье Луканиных родилось девять детей, трое из которых умерли в младенчестве, а последняя дочь Людмила родилась 31 августа 1918 года через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске. Людмила Вячеславовна проживает и поныне с семьёй в Австралии, ей 88 лет. 25 марта (7 апреля) 1905 года, на праздник Благовещения, епископом Пермским Павлом, Вячеслав Луканин был посвящен в стихарь. В 1906 году Вячеслав становится членом" Православного Братства святи- теля Стефана Пермского” (ПЕВ / 1906, № 1, С. 38.). В 1910 году С о л и к а м с к и й уезд посетил Преосвященный епископ Палладий. Он пригласил регента Свято-Троицкого храма Кизеловского завода Вячеслава Луканина с его хором принять участие в поездке епископа по Пермской епархии, ибо «луканинский» хор считался самым лучшим во всём Соликамском уезде. По завершении этой поездки Вячеслав был удостоен личной похвалы епископа Палла дия с денежной премией "за прекрасную постановку хора”. 26 ноября (8 декабря) 1912 года Пермским епископом Палладием, Вячеслав Луканин был рукоположен в сан диакона ( ГОУ. «Государственный архив Пермской области». Ф. 540. Оп. 1. Д. 3. Л. 118 об.). Приняв священнический сан, отец Вячеслав не оставил управления церковным хором, а продолжал руководить им, как и прежде. Пермский Епископ Палладий.В 1913 году отец Вячеслав получил «Юбилейный Крест» на Владимирской ленте и Юбилейную медаль «В Память 300-летия Дома Романовых» ( ГОУ. «Государственный архив Пермской области».Ф. 540. Оп. 1. Д. 3. Л. 119 об.). Сохранились свидетельства, что 5 июля 1914 года диакон Вячеслав Луканин получил письменное одобрение (за № 305) от благочинного 1-го округа Соликамского уезда «за умелую и прекрасную постановку хора». За всё время служения в Кизеловском заводе отец Вячеслав многократно был удостоен личной похвалы и денежных наград за свои труды по организации де ятельности хора и от главного управляю щего всех имений князя С.С.Абамелек-Лазарева - господина Пепеляева. Современники называли отца Вячесла ва Луканина «…человеком с бархатным голосом…». Прихожане Мотовилихинского завода, приглашали его служить к себе,в их заводской храм, уже в сане диакона. Резолюция о перемещении уже была напечатана в «Пермских Епархиальных ве -домостях» за 7 февраля 1915, но, по не известной нам причине, перевоз дьякона отменили. Он был оставлен на прежнем месте служения. Отец Вячеслав был одним из организаторов Церковно-певческих курсов в с. Усолье Соликамского уезда. Сохранились воспоминания об этих курсах: «Насколько можно судить по общим мероприятиям нашего Преосвященнейшего владыки Андроника, направленным на удовлетворение религиозных нужд Богом вверенной ему паствы, в ряду его многочисленных Архипастырских забот по управлению епархией, одно из видных мест занимает попечение о постановке на должную высоту церковного пения, - этой истинной красоты православного христианского богослужения, этого могучего орудия в деле поднятия религиозной настроенности населения.

Ибо кому неизвестно как удивительно и привлекательно хорошее, стройное, согласное и воодушевленное пение церковное! Кто не испытывал на себе и не наблюдал как радуются и умиляются православные люди, как в городах, так и в селениях, когда у них в храме заводится более или менее согласное хоровое пение!

В целях образования на приходах опытного в церковно-певческом деле состава руководителей церковных хоров, псаломщиков и вообще в целях достижения возможно лучшей постановки церковного пения, наш попечительный о нуждах паствы Архипастырь открыл при своем Архиерейском доме специаль ное училище для подготовки псаломщиков, по его распоряжению все причты епархии снабжены прекрасным руко водством по церковному пению – книгою «Спутник Псаломщика». Наконец предложением от 23 января текущего) года (1915 – прим. авт.) он предложил духовенству епархии обсудить вопрос на Благочиннических Окружных Съездах и провести в жизнь вопрос об устройстве по округам церковно-певческих краткосрочных курсов для диаконов и псаломщиков. Первые такие курсы устроены были по благословению Преосвященнейшего Архипастыря, в селе Усолье Соликамского уезда, для духовенства 1 и 4 округов этого уезда. На курсы прибыли – от духовенства 1–го округа (в округе 11 церквей) 7 диаконов и 5 псаломщиков и от духовенства 4–го округа (в округе 20 церквей) 9 дьяконов и 14 псаломщиков. На курсах этих, происходивших между 19 мая и 8 июня, в помещении Усольского Земского училища, и воочию доказавших всю целесообразность и даже необходимость устройства подобных им. Проводились кроме церковного пения, коему, естественно, уделено было главное внимание (27 занятных часов в неделю), церковный устав, церковнославянский язык и церковное письмоводство. Руководителями курсов были окружные благочинные священники отец Николай Орлов и отец Василий Мельников. Преподавателями были:- по пению отцы дьяконы – заводо Кизеловской церкви Вячеслав Луканин и церкви села Половодова Симеон Гладких; - по церковному письмоводству отец Благочинный Орлов; - по церковнославянскому чтению и уставу – священник заводо-Александровской церкви отец Александр Пастухов. Внутренний распорядок жизни слушателей курсов установлен был следующий:

- в 6.30 часов утра молитва, после неё чай, затем с 8 часов до 1.30 часов дня занятия;
- в 2 часа обед;
- в 4 часа чай, с 5 до 8 часов снова занятия;
- в 9 часов чай (вместо ужина), а посленего общая вечерняя молитва.

Вечерних занятий в кануны праздников и утренних занятий в дни самих праздников на курсах не производилось,а слушателями их отправлялись в эти дни Богослужения в местных Усольских церквах, причем курсисты являлись и руководителями общенародного пения. А вот какая интересная и обширная по объему программа пройдена была служителями курсов в течении трех недель. По теории пения: элементарные сведения об определении музыки и пения, о звуках вообще, о музыкальных звуках, долготе, высоте, тембре и силе, нотном стане, нотописании, ключах, интервалах, знаках изменения, гамме вообще и в частности диатонической и хроматической, о мажорных и минорных тонах, о мелодии и транспозиции, об изменении долготы звуков и определении строя мелодии; начальные сведения о гармонии – об аккордах, двухголосной гармонии, трезвучии, обращении трезвучий, расположении голосов, задержании, подъеме, проходящих нотах, размере и ритме, об ударении и паузе, о значении точки при нотах, бревисе, репризе, знаках силы звука, о синкопе, тесной и широкой гармонии, наклонении в песнопениях, ладах, давании тона хору; о тонах – основном и вводном, консонансе и диссонансе, о преподавании пения в школе и об управлении небольшим хором. По окончании занятий на курсах слушателям их произведены были поверочные испытания в области пройденных ими предметов, причем все они, благодаря своим усердным, усиленным на курсах занятиям, обнаружили вполне удовлетворительные познания. На отчете руководителей курсов о роисходивших на них занятиях Его Преосвященство, Преосвященнейший Андроник положил 11–го июня резолюцию следующего содержания: «Радуюсь такому усердному делу и благодарю всех потрудившихся». Да послужит эта милостивая архипастырская благодарность должным воздаянием похвалы Владыки, да послужат руководящим образцом при устройстве подобных курсов в других Благочиннических округах нашей Епархии».

Церковно–певческие курсы прошли на высоком уровне, по окончании их отцу Вячеславу, в числе других организаторов, была высказана благодарность слушателей: «Дьяконы и псаломщики 1–го и 4–го округов, Соликамского уезда, бывшие на первых в епархии окружных псаломщических курсах в селе Усолье с 19 мая по 9 июня 1915 года, приносят искреннюю благодарность своему Архипастырю и Отцу, Его Преосвященству, Преосвя-щеннейшему Андронику, а также отцу, заведующему курсами благочинному 1–го округа священнику Н. Орлову, отцу благочинному 4–го округа В. Мельникову, отцам лекторам В.Луканину; священнику И. Любимову за сочувственное отношение к нуждам курсов».Ещё два года прослужил отец Вячеслав при заводо-Кизеловской церкви, а 27 июня 1916 года, его перевели на Серебрянский завод Кунгурского уезда на вакансию псаломщика. Почти сразу после перевода отец Вячеслав подает прошение перейти в заштат, и через месяц, 18 июля, его просьба была удовлетворена. Находясь за штатом, из-за своих многочисленных болезней, отец Вячеслав продолжал служить и руко водить детским церковным хором в Серебрянском церковном детском приюте. Недолго прослужил он в Серебрянской церкви. В октябре 1916 года о. Вячеслав переехал служить в город Шадринск Екатеринбургской епархии, где преподавал церковное пение в Шадринском А л е кс е е вс ком реальном училище (Адрес – календарь Пермской губернии на 1917 год, 1917, С.126.). Из города Шадринска отец Вячеслав вернулся в Пермскую Епархию. 4 марта 1918 года он был назначен в Невьянский завод Екатеринбургской епархии в качестве регента – место своей будущей мученической кончины. В неспокойное время началось служение отца Вячеслава на Горнозаводском Урале: шёл 1918 год. В Невьянском заводе дьякон Вячеслав служил в Спасо-Преображенском соборе пять с половиной месяцев. Летом 1918 года на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах: Шуралинском и Верхне-Тагиль-ском заводах расположился революционный отряд «Красные орлы» – это особый, специальный, карательный отряд, сформированный в городе Катайске органами Советской власти для «усмирения» и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей. В краеведческом музее города Катайска, остались многочисленные воспоминания красноармейцев из этого отряда. Читая их «откровения» удивляешься, с каким цинизмом и похвальбой они пишут о том, как убивали священников и мирян. Людей четвертовали, живьем закапывали в землю, глумились, применяли к ним самые зверские пытки. Случалось, что измученных и умирающих страдальцев, просивших воды, красноармейцы кидали в лужи пролитой ими же крови, заставляя её пить…Самым распространенным способом уничтожения церковных служителей были расстрелы, четвертование и утопления. Топили их не только в реках, но и в колодцах. «Красноорловцам» не было под час даже и 20-ти лет. За эти-то «подвиги» многие из них будут потом получать персональные пенсии: как сами, так и их дети, и внуки… Вот что рассказывала газета «Зауральский край», свидетельница тех роковых событий 1918 года:

«…По Уралу. В Невьянске. Лицо, на днях приехавшие из Невьянска, сообщило нам некоторые интересные подробности пребывания там большевистской власти. За последние месяцы большевистский террор дошел в Невьянске до невозможных пределов. Особенную жестокость проявлял председатель бывшего Екатеринбургского уездного совдепа, левый с.-р. Мухин. Расстрелы совершались не десятками, а сотнями – почти нет дома, где бы ни было пострадавшего от большевиков. Между прочим, была расстреляна женщина и её 6–ти летняя девочка, за то, что её муж перешёл на сторону чехословаков. Рассказывают, что когда к ней явился какой-то комиссар с вопросом, где её муж, - она ответила: – Вы сами знаете, что он уехал, я не могу знать, где он находится. – Так вот, чтобы ты знала, где твой муж, я тебя расстреляю, сказал комиссар. – Так сначала убейте её, - сказала женщина, указывая на ребёнка, а потом меня. Комиссар так и сделал. Многие жертвы большевистского террора сбрасывались живыми в шахту, верстах в шести от Невьянска. Все, кто только мог, бежали из завода и скрывались. Между прочим, один автомобилист, скрывшийся после июньского восстания в Невьянске, просидел в стоге сена 72 дня. За все это время, крестьяне приносили ему пищу, тщательно следя за тем, чтобы его не открыли красноармейцы. Другой автомобилист пролежал 40 дней в яме, выложенной слоем сена, прикрытой сверху досками с землёй. И за ним так же тщательно ухаживали крестьяне, принося ему каждую ночь пищу и открывая на это время доски. Между прочим, в Невьянских лесах укрывался более двух месяцев член Учредительного собрания Кузнецов, случайно очутившийся во время июньского восстания в Невьянске. Всё, что только можно было, большевики постарались увезти… Настроение среди населения подавленное, так как оно всё ещё не может прийти в себя после недавних ужасов; многие до сих пор ещё скрываются в лесах, многие увезены в качестве заложников».

Власть на территории Невьянского завода менялась тогда очень часто: то красные, то белые… В тот момент Невьянский завод был занят красными. И со стороны местных, «красных» властей был приказ о том, чтобы не проводить никаких «сборищ» по любым поводам. По воспоминаниям участников событий, 6 (19) августа 1918 г. должен был вновь отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество. Сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец Вячеслав был среди прихожан, и также рыл могилку. Он с достоинством попросил красноармейцев, дозволить ему помолится перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша всё, что попадало им под руки. Он было вступился, но не мог быть услышан. Стоя спиной к «варварам» отец Вячеслав молился перед образами. Видя его молящимся, один из «орловцев» выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, убит прямо в храме, за молитвой… Его волоком вытащили из собора и бросили в могилку, ещё тёплую вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода, за 1918 год. 16 августа 1918 года явилось для отца Вячеслава роковым. А накануне, 15 числа праздновалась память перенесения мощей Первомученика Стефана Архидиакона. На службе звучали слова чтения из св. Апостола, читал отец Вячеслав:

«…И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе». (Деяния св. Апостолов, гл. 7, стих 58-60.) Для отца Вячеслава – эти слова оказались пророческими.
«Клики, грозные клики, раздаются вокруг… пред толпой Весь истерзанный, кровью залитый, На коленях Апостол Святой. То Стефан…»,

…так писал о мученической кончине Архидиакона Стефана, будущий новомученик священник Аркадий Гаряев, так же пострадавший от отряда «Красных орлов»...

«…То Стефан… Но мольбы о пощаде Не услышат мучители, – нет: Его взоры восторгом блистают, Шлёт он смерти желанной привет. Не страшны ему камни, свободный, После смерти телесной, душой Он предстанет Христу, – вожделенный, Он найдёт там приют и покой. Что ж мученья земные? Молиться, Пока может, спешит он за тех, Палачей своих: «Отче, простится Пусть им этот кровавый их грех…». (о. Аркадий Гаряев)
По сохранившимся документам отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо- Преображенского Собора. Отпевал священномученика Вячеслава вместе с безымянными братьями священник о. Иоанн Рыболовлев, который позднее сам будет репрессирован. Старожилы рассказывают, что в 80-е годы ХХ века при прокладке водопровода за алтарем собора сняли слой земли, где обнаружили три гроба. Потом, в 90-е годы, при ведении работ по восстановлению собора, при вскрытии земли были вновь обнаруживаемы останки неизвестных людей. Но раскопки приостановили, а имена усопших оставались неизвестными. Место это было до времени засыпано землёй в ожидании дальнейших судеб Божиих. Святой мученик дьякон Вячеслав Невьянский (Луканин) - был канонизирован в лике Новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17июля 2002 г. В субботу, 16 августа 2003 года, в Богоспасаемом г. Невьянске состоялось долгожданное событие - переосвящение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Это торжество возглавил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Екатеринбургский и
Верхотурский Викентий. Освящение собора было назначено накануне праздника Преображения Господня. По Божьему промыслу, освящение собора совпало с днём мученической кончины святого мученика Вячеслава Невьянского (Луканина). И Храм Божий вновь был окроплен святой водой как некогда, 85 лет назад, он был освящен мученической кровью святого мученика Вячеслава Невьянского. Когда собор находился в поругании и под его крышей находился один из цехов местного завода, то работавшие там люди свидетельствуют, что неоднократно слышали в «цехе» ангельское песнопение, не догадываясь при том о его происхождении. А помощь шла к нам по молитвам святого мученика Вячеслава Невьянского. И вновь, после переосвящения собора, большой трудностью было создание церковного хора. С этой проблемой столкнулся отец
Игорь Титов - нынешний настоятель Спасо-Преображенского собора в Невьянске.Где взять певчих для церковного хора? В Екатеринбурге с хорами большие сложности, как же быть здесь, в провинциальном, уральском городке? В огромном и прекрасном соборе никак нельзя служить
без хора! Как же быть, и кто здесь поможет?...Каково же было удивление отца Игоря, когда поселившись в Невьянске, уже через месяц, как бы сам по себе, собрался добрый хоровой коллектив, словно кто-то его берёг, лелеял и собирал.… Изучали жития святого новомученика, и вдруг все как бы прозрели, хор-то помог собрать и поставить сам…

…святой мученик Вячеслав Невьянский!!!

И сейчас невьянский хор живёт и служит Богу. Выпускают компакт диски со своими записями церковных песнопений. Словно это голос прежнего, «луканинского» хора, который звучал здесь когда-то в этих древних стенах невьянского собора при его прежнем регенте и диаконе, а ныне-священномучениче Вячеславе Невьянском (Луканине). К 16 августа 2006 года двумя иконописцами Виталием Игнатьевым и Михаилом Обориным, по найденным архивным до кументам и фотографиям, были написаны две иконы святого мученика, поясная и ростовая. Архиепископ Викентий освятил иконы и благословил ими прихожан собора, присутствовавших на прославлении новомученика.

Какого молитвенника о храме, о церковном хоре и о всей нашей Уральской земле обрели мы на небесах!

Святый священномучениче Вячеславе, моли Бога о нас! 


Источник: nevyansk-pravoslavie.ru