Религия России

- Агентство религиозных новостей. Новости религии


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: Россию спасёт только чудо


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
Политолог объяснил мотивы США и Британии при вывешивании флагов ЛГБТ
Политолог объяснил мотивы США и Британии при вывешивании флагов ЛГБТРазвешивание флагов ЛГБТ на зданиях посольств США и Великобритании - это попытка найти уязвимые места в российском обществе. Об этом в субботу, 27 июня, заявил заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин.

«Они пытаются найти уязвимые места в нашем обществе, чтобы воздействовать на общественное и индивидуальное сознание с определенно разрушительными замыслами», - сказал Кошкин в разговоре с телеканалом РЕН ТВ. Он отметил, что на Западе понимают, как в России стойко поддерживают семейные ценности, и пытаются таким образом привнести деструктивные идеи. Посольство США в Москве 25 июня вывесило на своем здании радужный флаг в рамках ежегодного мероприятия под названием «Месяц гордости» ЛГБТ-сообщества. Позже аналогичным образом поступило ...

У антихриста будет пять «я»
У антихриста будет пять «я»«Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный старцем ученикам, которые вопросили его о том, как узнать антихриста, когда он придёт? Преподобный сказал: "Когда услышите, что пришёл на землю или явился на земле Христос: то знайте, что это - антихрист!” - пишет в своём творении «О кончине мира» святитель Игнатий Брянчанинов. - Явит себя антихрист кротким, милостивыми исполненным любви, исполненным всякой добродетели, признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия. Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благоденствия, предложит почести, богатство и великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного ...
Горькие вести: Россия выдает своих?..
Горькие вести: Россия выдает своих?..В этом году в России и за рубежом широко празднуется 75-я годовщина Победы. 24 июня прошел парад на Красной площади в Москве, на 26 июля запланировано всенародное шествие «Безсмертного полка». А вот в Челябинске День Победы празднуют по-своему, каким-то непонятным, трагическим образом.

По информации svpressa.ru, прокурор Челябинской области В.А.Лопин и начальник ГУ МВД по Челябинской области А.Ф.Сергеев постановили выдать ополченца-антифашиста Евгения Щербака в Казахстан, где его ожидает лишение свободы на срок до 9 лет. Евгений Щербак - русский доброволец из Казахстана, который в 2014 году уехал на Донбасс, чтобы помочь нашим братьям в борьбе против неофашистской хунты. Он был танкистом, воевал в легендарном подразделении «Спарта» под командованием ...

Пандемия нужна была для генетической паспортизации населения Земли
Пандемия нужна была для генетической паспортизации населения ЗемлиВирус, пандемия, маски и перчатки. Об этом сегодня твердят новостные ленты сети и каналы по ТВ. С каждым днём людей запугивают всё сильнее и сильнее. Выдумывают всё новые и новые, часто противоречащие друг другу утверждения относительно так называемой «пандемии» ковидла-19 и правил поведения во время неё. Ну вот что это за бред – «вирусные пальцы».

Или, например, «бессимптомный вариант» для тех, кто чувствует себя хорошо и болеть вовсе не собирается. «Вы чувствуете себя хорошо, ничего не болит? Хм, это подозрительно! У вас явные признаки заболеваемости коронавирусом! Звоните в скорую!» Ранее мы уже говорили о том, что с вирусным апокалипсисом что-то не так, о том, что многие более-менее независимые учёные и доктора вообще не верят в эту так называемую «пандемию». Но и это ещё далеко ...

Публикации
  • 1 июля
Неоспоримый факт, что чипирование людей запланировано мировой элитойПосле выпуска программы Никиты Михалкова «Бесогон», в которой он рассказал о перспективе чипирования людей, как известно, разразился огромный скандал, зачинщиками которого являются люди, лоббирующие это самое чипирование, потому что их планы были раскрыты. Как только не называли Михалквова, приписывая ему всевозможные ярлыки. Однако, сколько бы эти люди не сотрясали воздух, все их лживые слова имели противоположный эффект: программа «Бесогон» становится с каждым днем все более популярной, и ее авторам все больше и больше верят, потому что они говорят правду.

Как бы не была, с первого взгляда, абсурдна правда о чипировании, об этом было написано на сайте мэра Москвы:

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Слово в день сошествия Святого Духа на Апостолов
Слово в день сошествия Святого Духа на АпостоловВ этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов и вместе с тем непрестанное Его сошествие на всех людей. Христиане называют этот праздник цветом человеков, ибо в это время года, весною, расцветает вся природа, точно так же в этот праздник мы вспоминаем, как мертвая духовно жизнь человека зацвела христианскими добродетелями! Как бы ни был грешен человек, но если он верует, то снова, при помощи благодати Святого Духа, он может зацвести христианскими добродетелями, так же как в весеннее время зацветают обнаженные поля и леса... И как приятно, что этот праздник празднуется в такое время, когда вся природа воскресает и все в природе вызывает на благочестивые размышления. В самом деле, вглядитесь на небо, на эти мириады звезд, – радуется ваше сердце и хвалит Господа Бога вместе с безмолвною природою. Вглядитесь на пташек – и увидите, как бездушные твари восхваляют Господа Бога. Разве не наполняет благодать Святого Духа и их – дарами, которыми наполняет она душу человека? Не правда ли, поистине радостен этот праздник. Однажды совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, но на христиан всегда совершается это сошествие и во все роды родов будет оно совершаться. Хотя человек родится во грехах, но в купели крещения он очищается от этих грехов. Но вот ему нужны силы идти тернистым путем – и вот он получает эти силы в Таинстве Миропомазания. Но человек-христианин способен на доброе дело и всегда готов бывает на него только тогда, когда он находится вблизи от Христа Спасителя. И вот совершается литургия, и священник возглашает: «Приидите, ядите сие есть Тело Мое...». И человек соединяется и духом, и телом тесно со Христом, как питается соком ветвь на лозе. Но вот грех мучит человека, он чувствует, что сошел с христианского пути, что что-то мешает ему... Но вот благодать Святого Духа в Таинстве Покаяния врачует его. Но вот постигает человека болезнь, ужас холодный леденит его сердце, у него много на душе грехов, не раскаянных, забытых, но вот в Таинстве Елеосвящения благодатию Святого Духа очищается он, и прощаются ему грехи его. Да, поистине благодать Святого Духа всегда действовала и будет действовать до тех пор, пока не явится Господь Бог на землю. Это будет во второе пришествие, тогда при благодати Святого Духа души умерших соединятся с телами и предстанут на суд Божий со всеми делами, помышлениями.





Слово на Сретение Господне
Слово на Сретение Господне«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных»

(Лк. 2:22–24).

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (Исх. 13:2). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... 
  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив новостей
Июль 2020 (7)
Июнь 2020 (39)
Май 2020 (39)
Апрель 2020 (45)
Март 2020 (73)
Февраль 2020 (62)
Евангелие от Матфея, глава 27:15-18 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели; был тогда у них известный узник, названный Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:11-14 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:06-10 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Первосвященники, взявши сребреники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня; тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:03-05 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 31 марта
Преподобномученица Екатрина СходненскаяЕкатерина Григорьевна Константинова родилась в 1887 году в деревне Саврасово неподалеку от Москвы в семье зажиточного крестьянина, имевшего столярную мастерскую и бакалейную лавку. С приходом новой власти в 1917 году все имущество у семьи было конфисковано.

В 1905 году стала послушницей Московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской заставы. Эта обитель, основанная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», именовалась в народе Скорбященской. Учрежден монастырь был в 1890 году княжной А. В. Голицыной. Ко времени прихода в него послушницы Екатерины в обители имелось четыре храма и женское училище. В монастыре была на швейном послушании.

После революции монастырь был закрыт и Екатерина в 1918 году возвратилась на родину в деревню Саврасово Солнечногорского района. Поначалу вступила в колхоз, но затем по состоянию здоровья вышла из него. На жизнь зарабатывала тем, что стегала одеяла, чинила для колхоза мешки. Все годы вплоть до своего ареста матушка Екатерина вела монашеский образ жизни. Вместе со знакомыми монахинями закрытых монастырей постоянно ходила молиться в церковь.

24 февраля 1938 года Матушку Екатерину арестовали и заключили в камере предварительного заключения Солнечногорского отделения милиции. В тот же день состоялся допрос. Следователь спросил:

– Принимали ли вы участие в подавлении революционного движения против советской власти?


  • 26 февраля
Преподобномученица Анна (Корнеева)Намереваясь арестовать протоиерея Иоанна Покровского, служившего в Покровской церкви в селе Чиркино Малинского* района Московской области, и помогавших ему в церкви верующих, сотрудники НКВД допросили всех, кто, по их мнению, согласился бы подписать лжесвидетельства. Учитель местной школы в селе Чиркино показал: «В сентябре 1937 года около школы Покровский, не подозревая себя в пропаганде религиозных убеждений, говорил детям: "Молитесь Богу, тогда и уроки у вас будут усваиваться хорошо, не будьте поклонниками сатаны”. Разговоры Покровского среди детей я замечаю часто: это видно из того, что дети во время перемены в религиозные праздники ходят в церковь и ставят свечи. Школа находится в десяти метрах от дверей церкви, даже в летнее время, когда поют в церкви, слышно в школе; сейчас церковь угрожает школе тем, что хотят из дома, где помещается школа, ее выгнать, так как этот дом принадлежит церкви, и второе то, что купол церкви треснул и немного покачнулся на школу, весной может завалиться»1.

Один из жителей села показал: «В августе 1937 года на проработке сталинской конституции... Покровский говорил, что конституция только для большевиков, а не для бедного класса, который ограблен советской властью; в конституции записано, что свобода, а какая свобода, когда только знают, что грабят крестьян, колокола и те сняли; это получается гонение на православных крестьян»2.

В соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника, подписанная руководителями Управления НКВД по Московской области Якубовичем, Персицем, Нусиным и Овчаровым. В ней говорилось, что «в селе Чиркино проживает Иван Семенович Покровский, который до, после революции и до настоящего времени работает попом. В 1937 году возведен в протоиереи и назначен благочинным. Будучи недоволен существующим в нашей стране строем, среди населения ведет антисоветскую агитацию и особенно обнаглел после опубликования конституции и положения о выборах в Верховный Совет СССР.
  • 7 февраля
Мученик Борис Заварин, псаломщикМу­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1910 го­да в се­ле Ко­пы­ри Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия За­ва­ри­на[1] и его су­пру­ги Алек­сан­дры. По окон­ча­нии, уже в со­вет­ское вре­мя, се­ми­лет­ней шко­лы Бо­рис по­сту­пил в храм пса­лом­щи­ком и слу­жил в Вос­кре­сен­ской церк­ви по­го­ста Рас­ло­во Гря­зо­вец­ко­го рай­о­на Во­ло­год­ской об­ла­сти.

16 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча; в тот же день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли: поч­та­льон и учи­тель шко­лы. Они по­ка­за­ли, буд­то Бо­рис За­ва­рин «аги­ти­ро­вал, что нам тер­петь на­си­лие со сто­ро­ны без­бож­ной вла­сти нель­зя, на­до дей­ство­вать, при этом вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние по адре­су пар­тии ВКП(б)... аги­ти­ро­вал кол­хоз­ни­ков, чтобы они не под­чи­ня­лись уста­нов­лен­ной тру­до­вой дис­ци­плине и чтобы не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, го­во­ря им, что хо­тя вы и ра­бо­та­е­те, но ни­че­го не по­лу­ча­е­те, си­ди­те го­лод­ные, ра­зу­тые, раз­де­тые, нуж­но ухо­дить из кол­хо­зов. За­ва­рин хо­дил с по­пом со сла­вой по де­рев­ням кол­хо­за, где так­же аги­ти­ро­вал про­тив кол­хо­зов, го­во­ря, что они не рен­та­бель­ны и ско­ро раз­ва­лят­ся».

17 ян­ва­ря Бо­рис Сер­ге­е­вич вме­сте с тре­мя свя­щен­ни­ка­ми, слу­жив­ши­ми в со­сед­них се­лах и то­же аре­сто­ван­ны­ми, был до­став­лен в тюрь­му в го­ро­де Во­лог­де и в тот же день до­про­шен. Свя­щен­ни­ки ого­во­ри­ли се­бя, при­знав се­бя ви­нов­ны­ми.

- Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Дай­те ис­чер­пы­ва­ю­щие по­ка­за­ния след­ствию по дан­но­му во­про­су, - по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча.

- Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не счи­таю, - от­ве­тил пса­лом­щик.
По количеству храмов Петербург находится в аутсайдерах
  • 31 августа
По количеству храмов Петербург находится в аутсайдерахУправляющий делами Московской Патриархии в Северной Столице митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий побеседовал с журналистом газеты "Деловой Петербург". В интервью с Владыкой были затронуты такие вопросы, как церковный бизнес, "мерседесы" иерархов, мода на обвинения в сатанизме и о том, что в Петербурге очень мало храмов, которых должно быть в 3 раза больше храмов.

Как бы вы сформулировали свою - как митрополита - задачу–максимум? Например, сколько новых храмов должно появиться через 5 лет в Петербурге?

- Задача архиерея - быть пастырем для народа Божия в том месте, куда его Господь поставил.

Сейчас в Петербурге имеется более 200 храмов, значительная часть которых расположена в историческом центре, что, конечно, недостаточно для такого многонаселенного города. Тем более если учитывать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поставившего перед архиереями задачу, чтобы один храм был хотя бы на 10 тыс. человек. По этому показателю Северная столица находится в аутсайдерах.

Если в нашем городе проживает около 5 млн человек, то, соответственно, храмов должно быть в три раза больше. Верующих людей, конечно, большинство, но, к сожалению, у многих имеются определенные стереотипы, соблазны, искушения, которые мешают в полной мере развиться этому чувству. Ведь не секрет, что верующие люди имеют более серьезную мотивацию для того, чтобы стремиться быть добропорядочными гражданами Отечества. Они понимают: что здесь посеешь, то там, в будущей жизни, и пожнешь. Если общество будет верующим, то и жизнь наша будет меняться к лучшему, уменьшатся зло и пороки.

А где более благополучная ситуация: в Мордовии, откуда вы перебрались в Петербург, или здесь?

- По количеству храмов, конечно, в Мордовии. Там люди религиозные не только по внутреннему состоянию, но и на практике. Почти все причащаются. На 800 тыс. человек населения 400 храмов.

В Петербурге храмы надо возвращать церкви. Это будет не только исторически справедливо, но и добродетельно, поскольку согласно православному вероучению и канонам не может храмовое здание занимать светское учреждение.

Но бывает, что некоторые люди выступают против строительства или возвращения храма. Как же так? Храм - ведь это жилище Бога.

Критики православия часто говорят о "мерседесах" иерархов. Как вы относитесь к рассуждениям о богатстве церкви?

- К сожалению, определенная часть нашего общества, в том числе в медийной сфере, формируя образ церкви, уделяет внимание определенным моментам, которым априори ставят отрицательный знак. А социальную, культурно–просветительскую деятельность церкви старается попросту не замечать.
Судить о богатстве церкви по тем или иным автомобилям ее представителей, я считаю, большое заблуждение. Все зависит от экономического положения того места, где служит священнослужитель. В таких больших городах, как Москва или Петербург, общий уровень жизни людей на порядок выше, чем, например, в Саранске или в Ульяновске. Есть обеспеченные люди, которые стараются поддержать не только храмы в должном порядке, но и священнослужителей. Хотя в этом вопросе они иногда перегибают палку. Дело, конечно, не в машинах и богатстве. Тех, кто об этом говорит и пишет, больше волнуют не те или иные частности, а Божия правда, которую возвещают священники и которая находит отклик в сердцах многих людей. Не принимая эту правду, такие "борцы" придумывают различные способы борьбы. Они подвергают Божию правду сомнению, дискредитируя ее глашатаев.

Конечно, есть отдельные священники, жизнь которых несколько расходится с тем, чего от них ожидают люди, но ведь не должен человек воспринимать это естественное несовершенство отдельных личностей как несовершенство церкви и проповедуемого ею учения. Это нужно понять и не соблазняться.

Официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил недавно: "Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет..." Представители церкви поддерживают эту позицию? Ведь фактически это означает радость по поводу того, что твоих сограждан будут убивать?

- Отец Всеволод - яркий проповедник, и, я думаю, важно не столько разбирать отдельные фразы, сколько в комплексе видеть нить его размышлений и взаимосвязи символов. В противном случае все рассыпается на странные формулировки. Ваш вопрос и цитата - яркое тому подтверждение. И в таком варианте она не самая удачная в отношении реальных проблем. А проблема–то ведь существует.

К чему может привести пресыщение? К деградации социального порядка, к развращению нравов и выхолащиванию божественных ценностей. Библейская история назидает: как только общество становилось пресыщенным, застоявшимся, как только материальное возвышается над духовным, наступают беды и войны - как последствие. Через страдания и боль, через слезы и терзания человек оживает. Конечно, это не может не огорчать ни меня, ни вас, ни любого другого, ведь люди не созданы для греха. Господь создал нас для счастья, но своими грехами мы отодвигаем его от себя. И нередко завоевываем право быть счастливыми в невечернем дне Царствия Божия, к сожалению, в дни потрясений - личных или общих.

Верующие иногда говорят: "Господь забыл меня, Он не дает мне испытаний". Нет испытаний - ты оставлен Богом. Есть испытания - ты жив. Живо твое сердце. Значит, ты открыт для мира и его познания. Вот такая христианская мудрость.

Известно, что на Западе наибольшего успеха достигают бизнесмены, опирающиеся на протестантскую этику. Православная этика может в этом плане конкурировать с западной?

- До революции в России сложилась - если можно так выразиться - своя этика. Корневым слоем ее были купцы. Набожные, истовые, колоритные герои своего времени. У них все было подчинено определенному укладу, для многих из них - сформированному вокруг Бога и церкви. Сколько храмов ими построено, о милосердии их до сих пор ходят легенды. Они строили богадельни, были странноприимны…

Не вижу смысла конкурировать с разными традициями. Но нам, безусловно, важно поддерживать национальные устои. И в среде православных предпринимателей современной России необходимо распространять примеры наших дореволюционных сограждан. Личные примеры, знакомство с людьми, личностями прошлого помогают нам корректировать свою жизнь, выстраивать ее в правильном ключе, не заблудиться в многообразии знаний.

В России народ искал и ищет прежде всего Царства Небесного. И у наших купцов крепкий дом, стабильная зажиточность были производными от устремлений к Богу и соблюдения заповедей Его. И все им Господь прилагал. Сегодня во главу общественной жизни, предпринимательских инициатив нам следует также ставить Бога. Тогда остальное приложится по мере необходимости.

В России церковь формально отделена от государства, фактически разницы все меньше и меньше… Всегда ли это приносит пользу?

- Если вы говорите о том, что ряд политиков регулярно посещают богослужения и участвуют в церковных таинствах, то что в этом плохого? Господь ждет каждого из нас вне зависимости от занимаемых должностей. Или, если человек поставлен на чиновничью должность, он должен отрекаться от Христа ради того, чтобы люди не говорили о сращивании церкви и государства?

С государственными органами у нас идет конструктивное взаимодействие по очень многим сферам общественной жизни.

Церковь - это народ, как когда–то сказал Святейший Патриарх Кирилл. Невозможно окормлять народ только в храмах, а как только богослужение завершилось, перестать заботиться о ближних. Мы активно развиваем социальную, просветительскую, образовательную, молодежную сферы деятельности, потому что повсюду наша паства. И, конечно, мы не можем работать автономно от государства и законов, им издаваемых.

При этом мы считаем себя вправе выносить суждения в отношении каких–либо государственных инициатив, если они касаются нравственных вопросов, традиционных ценностей и в конечном счете влияют на исход человеческой истории. Вот почему предстоятель Русской православной церкви, выступая в Госдуме, призвал вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Аборт - это убийство человека. Так почему же христиане должны оплачивать это беззаконие? И тут мы активно критикуем позицию тех, кто поддерживает истребление детей в утробе матери.

Государство поддерживает РПЦ. И не секрет, что некоторые застройщики и девелоперы включают в свои проекты небольшие церкви и часовни, чтобы проект было легче согласовать в инстанциях. Это не вредит церкви?

- Мне кажется, вы смешиваете совершенно разные понятия. Строительство в новых кварталах храмов и поддержка некоторых инициатив церкви государством - вещи не взаимосвязанные. Более того, выделение участка земли под храм - дело довольно дорогостоящее, ведь с этого участка застройщик не сможет вернуть средства, как, например, со строительства магазина или автомойки. Нет взаимосвязи и с согласованием в инстанциях. По опыту знаю, что получить земельный участок под строительство храма очень непросто.

Застройщики и девелоперы закладывают храмы возле новых жилых комплексов, если сами верят в Бога и ходят в церковь. Они пытаются таким образом исполнить заповедь Христа о необходимости просвещения светом Евангелия всех окружающих нас людей. Господь дал им возможность ставить дома и районы. Вот они в рамках своей деятельности стараются помочь современным людям найти берег надежды и спасения. Какая же в этом конъюнктура?

Разве что духовная, способствующая преображению нашего общества, его духовному возрастанию. К выгоде и наживе все это не имеет никакого отношения, поэтому не может вредить церкви.

Как вы относитесь к церковному и околоцерковному бизнесу? Не стоит ли некоторых современных торговцев изгнать из храма?

- За околоцерковный бизнес отвечать не буду, поскольку по этому вопросу нужны некоторые пояснения, а о церковном расскажу.

К сожалению, в современном мире существует тенденция все переводить в материальный эквивалент, и часто в неадекватной форме и степени. Например, как объективно оценить с материальной точки зрения выдающиеся произведения искусства, памятники исторического и культурного наследия? Очевидно, что сделать это невозможно. В определенной степени можно назвать стоимость шедевра, исходя из стоимости материала, времени исполнения, известности автора и т. д. Но назвать объективную денежную стоимость таких шедевров, как "Троица" преподобного Андрея Рублева или Исаакиевского собора, с точки зрения их духовного и культурного значения невозможно.

Так же невозможно назвать стоимость пастырского душепопечения, священнодействий, религиозных предметов, крестиков, икон, свечей, символизирующих божественное присутствие в человеческой жизни. С материальной точки зрения все это можно лишь субъективно оценить, исходя из стоимости тех же материалов, работы, затраченного времени и т. д. Жертва на храм имеет вид товарно–денежных отношений, но суть от этого не меняется. Называть это бизнесом можно с большой долей условности. Поэтому нужно четко понимать различие между реализацией церковных предметов, фиксированное или нефиксированное пожертвование, и реальным бизнесом церковным, когда структурами выпускается та или иная продукция (продукты сельского хозяйства, сувениры) или оказываются те или иные услуги (экскурсии, музыкальные концерты) на рыночной основе. Вырученные средства идут на развитие социальной, просветительской и иной деятельности церкви, а также на оплату бытовых потребностей (ремонт, коммунальные платежи, заработная плата). Что же может быть отрицательного в так называемом церковном бизнесе?

Чья деловая активность, креативность или безответственность в наибольшей степени вредят Русской православной церкви?

- Как и 2 тыс. лет назад, делу Божиему, которое осуществляет церковь Христова, вредит сознательная злая воля человека, направленная против промысла Божия о спасении людей. Две тысячи лет назад были люди, отвергавшие христианскую религию, в лице римских властей, язычников, распространявших ложные слухи о христианах, якобы убивавших младенцев для последующего причащения, о других грехах.

Сейчас есть группы с таким же воинственным секулярным характером, которые всеми силами стараются препятствовать укреплению веры в сердцах людей. У каждой из таких групп свои цели. Одни делают так из–за поверхностного представления о роли религии в жизни общества, другие - из меркантильных соображений выгоды.

В этой связи задача всякого порядочного человека в условиях, когда на него обрушиваются негативные информационные потоки, состоит в том, чтобы не дать этим силам оказать пагубное влияние на свое сознание, ум, сердце. Важно сохранять способность самостоятельно делать выбор. Не отдавать свою свободу в руки тех, кто хочет ею воспользоваться. Потому что свобода - это дар Божий, который отличает человека от всех других существ.

Недавно епископ Выборгский и Приозерский Игнатий вместе с экс–пилотом "Формулы–1" Виталием Петровым принял участие в епархиальных молодежных соревнованиях по картингу. Все ли средства хороши в деле привлечения людей в церковь?

- Апостол Павел в своем послании к коринфянам говорит о том, что он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. И делал это он для того, чтобы стать соучастником благовестия о Воскресении Христовом и спасении людей от вечной смерти.

Мы живем в такое время, когда наша паства не только сидит в офисах у компьютеров или обрабатывает землю в поле. Чем только люди сегодня не занимаются, каких только увлечений у них нет! Так неужели же мы, пастыри, должны только на амвоне стоять и ждать, пока кто–то забежит в храм свечку поставить? Нет, нам следует выходить за пределы храмов. Идти туда, где люди живут. И если молодежи сегодня интересны машины и гонки, так почему же не побывать вместе с ними на соревнованиях? Не вижу ничего плохого в том, что епархия и сама соревнования устраивает. Мы же не считаем, что машина - зловредный инструмент.

Главное - чем бы мы ни занимались в своей профессии и в своем отдыхе, важно Бога не забыть.

Некоторые публичные персоны, которые громко говорят о своем православии, сейчас позволяют себе высказывания типа: "В нее вселился сатана", "Он выступает как орудие дьявола"… Как вы советуете к этому относиться?

- Темные силы - это объективная реальность нашей жизни, но по каждому поводу приводить указанные метафоры, конечно, не следует. Данная риторика демонстрирует не только известную черту характера человека, так произносящего, но выдает в нем неофита, того, кто еще находится в процессе воцерковления. Поэтому отношение к таким людям должно быть христианским - любовь и терпение. Даст Бог - человек возрастет до более правильного понимания своей веры.


Источник: dp.ru