Русь-Инфо

- Агентство статической информации.


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: Окончательный крах «Контингента»: родительская общественность празднует победу


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
Католический кардинал публично одобрил содомское сожительство
Католический кардинал публично одобрил содомское сожительство24 апреля, во время встречи с представителями гей-движения HLWM, брюссельский кардинал ;Жозеф Де Кесель заявил, что "церковь должна проявить уважение к гомосексуалам, в частности к проявлениям их сексуальности”.

По информации европейского сайта hlwm.be, распространяющего пропаганду педерастии, Де Кесель заявил, что осуждение гомосексуальной связи более "не является приемлемым”. Де Кесель вспомнил слова папы-иезуита Франциска "Кто я такой, чтобы судить?”, которые он произнес в отношении одного из своих подчиненных, обвиненного в гомосексуальных связях. По мнению Де Кеселя, такие слова невозможно было представить "еще 10 лет назад” (когда Бенедикт XVI был у власти - прим. ред. rossiyaplyus.info). Де Кесель признал, что еще двадцать лет назад от сам имел совершенное другое представление о "гомосексуалах”, четко ...

День Победы – выход из европейской преисподней
День Победы – выход из европейской преисподней С Днем Великой Победы! Христос сошел в глубины ада и победил смерть - это Пасха Великая. Победа 1945 года - это национальная Пасха: русский, советский солдат прошел через весь ад фашиствующей и обезбоженной Европы и победил зверя европейского расизма в его логове - в Берлине.

Против нас воевала не одна лишь нацистская Германия, но весь тогдашний «Евросоюз», воплотившийся в 30-40-х гг. в Третий Рейх (включая православные страны - Румынию и Болгарию). Сегодня изменились идеологические вывески, но стремление взять реванш за проигранную войну у западной евроатлантической элиты осталось. В этот день, 9 мая, мы должны благодарно вспомнить всех - «и маршалов страны и рядовых» - а также и генералиссимуса Победы - И.В. Сталина. Этого требует от нас историческая справедливость.

Какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?
Какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом? Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, - и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить ...

Не по «темнику» ли говорят и пишут эти люди?
Не по «темнику» ли говорят и пишут эти людиРатуя за идею автокефальной «Единой украинской православной церкви», ее поборники разных мастей оперируют одними и теми же тезисами.

Запущенная в отечественное медиа-пространство чьей-то умелой и опытной рукой автокефальная информационная волна, наделав много шума и взбудоражив умы и души миллионов украинцев, несколько поутихла. Это и понятно. Результат, независимо от того, каким он окажется, в любом случае придется подождать. Как говорил один киноперсонаж: «Такие вопросы с кондачка не решаются». Истина, не утрачивающая своей актуальности. Затишье – затишьем, а копья по новому информационному поводу ломаются и ломаются. Вот, и Александр Драбинко, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский (кто не знает – митрополит УПЦ), решил вступить в полемику, обосновав правильность автокефалии от...

Публикации
  • 13 мая
Как либеральные СМИ при пособничестве протоиерея Уминского дискредитируют казачествоДействительно, печально, то, что либеральную грязь разносит по ветру ни кто-нибудь, а православный священник...

В пятницу, 11 мая, в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) состоялось совместное заседание трех постоянных комиссий СПЧ: по научно-правовой экспертизе, по гражданскому участию в правовой реформе и по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами, сообщает РИА Новости. Совет намерен обратиться к правоохранителям, чтобы лица, нападавшие на участников несанкционированной акции, прошедшей 5 мая в Москве, были выявлены и понесли заслуженное наказание, сообщил глава СПЧ Михаил Федотов. «Кроме того, мы обсудили события 5 мая на Пушкинской площади ...

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его БожественностиI. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, который сегодня совершается, установлен следующим образом. Место, где совершил Господь спасение наше, т.е. гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из коей Он воскрес, по времени было предано запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими I. Христа и Его учеников. Так император Адриан во II веке приказал засыпать мусором и землею гроб Господень, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно также и другия места, освященныя Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святыя места; но это-то и помогло их открытию. Когда, в IV столетии, приняли христианскую веру император Константин и мать его Елена, то им пожелалось возобновить св. град Иерусалим и открыть святыя для христиан места. Царица Елена со множеством золота отправилась для этого в Иерусалим. Она, при содействии патриарха иерусалимскаго Макария, разорила идольские храмы и обновила Иерусалим. Нашла крест Господень и гроб, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, построила большой и великолепный храм в честь воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 го сентября он торжественно был освящен, и положено праздновать каждогодно это освящение или обновление храма. Праздник этот в просторечии называется словущим, т. е. называемым только, воскресением.

II. Праздник обновления, т.е.. освящения, храма Воскресения Христова напоминает нам, братия, о таком событии в земной жизни I, Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности. И. Христос, скажем словами апостола, чрез воскресение из мертвых, во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1:4). И подлинно – из всех доказательств, приводимых богословами в подтверждение божественности I. Христа, нет ни одного такого, которое бы доказывало ее так очевидно и сильно, как воскресение Его из мертвых.
О том, что между сном и смертию существует великое сходство
О том, что между сном и смертию существует великое сходствоI. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в УИ в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшияся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже впродолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славнаго мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... 

II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщаго суда Божия.

Впрочем, смерть каждаго человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули (Иоан. 11:14. Марк. 5:35-39); сему верует наша церковь, называя умерших усопшими.

Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. 

  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Архив новостей
Май 2018 (23)
Апрель 2018 (44)
Март 2018 (41)
Февраль 2018 (47)
Январь 2018 (47)
Декабрь 2017 (50)
Евангелие от Матфея, глава 5:36 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:34-35 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:33 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 5:32 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 14 января
Священномученик Михаил Блейве, протоиерей
Протоиерей Михаил Иванович Блейве родился 29 октября 1873 г. в Оллустфере (Олуствере), Феллинского (Вильяндиского) уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика местной церкви Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны (в девичестве Леат). В семье было еще две дочери - Александра и Вера. Несмотря на усердие к службе отца семейства, жили в скудости. Когда пришло время определять Михаила Блейве в школу, Феллинский благочинный протоиерей Кирилл Альбов выхлопотал ему казенное содержание в Рижском духовном училище.

В 1894 г. Михаил Блейве окончил Рижскую духовную семинарию по 2-му разряду и как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком при Иоанновской церкви, «что в архиерейской мызе». В 1896 г. его переводят псаломщиком в рижскую Свято-Троицкую женскую общину. В 1899 г. он женился на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, а 1 января 1900 г. Агафангел, епископ Рижский и Митавский, рукополагает его в священный сан.

Местом священнического служения о.Михаила стал Гарьельский (Лаанеметса) приход Верроского (Выруского) благочиния. Он с большой энергией трудился на благо своего прихода: заботился о церковном пении, произносил прочувствованные проповеди, преподавал в школе, помогал бедным. В 1905 г. во время действий карательного отряда он берет под защиту невинно осужденных на смертную казнь.

20 февраля 1908 г. о.Михаил был переведен в Ниггенскую церковь (Ныо). Здесь он организует сбор средств в пользу храма, украшает его новой утварью. 7 декабря 1910 г. о. Михаил Блейве был назначен благочинным 1-го Юрьевского округа и несколько раз ездил в Ригу на съезды епархиального духовенства. С началом Первой мировой войны он проводит особые вечерние богослужения, дабы совершить сугубую молитву за ушедших на фронт, посещает и утешает плачущих матерей и жен.
  • 31 декабря
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойСвященномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.

Учился в Нижегородской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. 18 января 1895 года Троице-Сергиеву Лавру посетил протоиерей Иоанн Кронштадтский. Иван впервые увидел его и, по обыкновению, бывшему за службами отца Иоанна, причащался Святых Таин со многими студентами академии.

Он писал в дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум …это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел… За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума … сознавая о недостоинстве причащения, которое восполнить могла только молитва о. Иоанна…» (1, с. 200). В 1896 году Иван окончил Московскую Духовную Академию.

В 1897 году принял монашество. Преподавал в Смоленской, Минской и Уфимской духовных семина-риях, после чего был назначен ректором Олонецкой Духов-ной семинарии. Написал много трудов на темы библейских писаний.
  • 17 декабря
Святая княжна Кира ОболенскаяКира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции».
Доклад Громова В.П. «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество»
  • 30 мая
Доклад Громова В.П. «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество»Предлагаем вашему вниманию доклад кандидата исторических наук Кубанского государственного университета, Громов В.П., представленного им на научной конференции «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество», посвященной Великой Отечественной войне, которая проходила 27 мая в Москве в здании Российского Государственного архива социально-политической истории. 

* * *

В эти майские дни наш народ отмечает 70 -летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Победа СССР над фашистской Германией оказала влияние на жизнь миллионов людей во все мире.

Между тем, в последние годы, как свидетельствуют средства массовой информации ряда стран, в речах и выступлениях некоторые европейские политики высказывают сомнения в решающей роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии. Мы столкнулись с целенаправленной политикой США и их европейских союзников переписать историю Второй мировой войны и ее составляющую - историю Великой Отечественной войны в угоду своим политическим и геополитическим интересам.

В современных условиях объективное раскрытие событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. приобретает актуальность не только в научном плане, но и в патриотическом воспитании молодежи. Об этом неоднократно говорит Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Одним из источников победы советского народа в Великой Отечественной войне был массовый героизм, готовность советских людей к самопожертвованию ради Отечества всех наций и народностей нашей страны.

Весомый вклад в достижение победы над врагом внесло казачество. Для казаков, испытавших на себе в 20-30 годы прошлого столетия репрессии, расказачивание, голод, страдания, Великая Отечественная война явилась как и для всего советского народа проверкой на патриотизм, готовность защитить Родину – и казаки простив все обиды Советской власти сделали свой выбор. Подавляющая масса казаков решила для себя, что настал час проявить себя достойными сынами Отечества, славы и подвигов отцов и дедов, верно и беззаветно служивших в войнах России ХIХ - начала ХХ вв. Казачество всегда воспитывалось в духе верности долгу перед Родиной - защищать ее от напавшего и грозящего порабощением агрессора.

Важную роль в усилении патриотических настроении казачества сыграло постановление ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года «О снятии с казачества ограничений по службе в Рабоче-крестьянской Красной армии». Накануне Великой Отечественной войны в РККА была утверждена традиционная казачья форма только для кубанских, донских и терских казаков. Теперь казаки призывались в кавалерийские части и другие рода войск РККА.

Война коснулась каждой советской семьи. В данном докладе мы попытаемся раскрыть участие казачьих семей в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Задача не из легких. Официальных источников и статистики по данному вопросу нет. Но есть воспоминания участников войны, отдельные исследования, посвященные тем или иным казачьим соединениям. Над этой проблематикой давно работают исследователи Дона и Кубани. Недавно защищена докторская диссертация А. Бурмагина об участии кубанских казаков в Великой Отечественной войне 19411945г.г., появляются исследования по истории отдельных воинских соединений, станиц и хуторов.

Кроме кавалерии казаки воевали в различных родах войск. За боевые заслуги и подвиги свыше 300 кубанцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Уже 22 июня 1941 года казаки Кубано-Терской казачьей Чонгарской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Красной Звезды дивизия им. С.М. Буденного приняли первый бой с фашистами на границе в Белоруссии у города Ломжа. Это была единственная казачья дивизия в РККА. Остальные просто назывались кавалерийскими. Командовал дивизией Михаил Петрович Константинов, начальником штаба был Лен Михайлович Доватор. Казаки в течение дня вели бой. И только когда против них была применена авиация, отступили, потеряв много убитыми.

Начиная войну с СССР, немецкое командование рассчитывало, что народы страны будут встречать их как своих освободителей. Особые надежды противник возлагал на казачество. Немецкие генералы были уверены, что казачество в основной массе поддержит их в борьбе с Советской властью. Однако их надежды не оправдались. Народы СССР в едином порыве встали на защиту Отечества.

Уже в первые недели войны на Дону, Кубани, Ставрополье начали формироваться кавалерийские дивизии. Летом 1941 года в СКВО было сформировано 12 кавалерийских дивизий. Кроме того, в округе было создано 3 казачьих ополченческих дивизии, на базе которых в январе 1942 года был сформирован 17 кавалерийский казачий корпус под командованием генерала Кириченко. Осенью 1941 года в Армавире была сформирована 50-я кавалерийская дивизия, командиром которой был И.И. Плиев. В основе личного состава этого соединения были казаки- добровольцы непризывного возраста из ст. Лабинской, Вознесенской, Отрадной, Чамлыкской, Упорной и др.

В казачьи дивизии, которые формировались на Дону, Тереке, Ставрополье шли воевать целыми семьями. Именно в этих соединениях, мы имеем картину участия казачьих семей в Великой Отечественной войне.

50 - я дивизия участвовала в битве за Москву в ноябре 1941 года. Из ст. Упорной в дивизии воевали три брата Иван, Михаил и Степан Здобины, из_ст. Удобной три брата Хлыстуновых. 20 ноября 1941 года в сражении на Волоколамском направлении братья Максим и Михаил Хлыстуновы гранатами и бутылками с зажигательной смесью подбили 7 танков, но оба погибли.

Так не оправдались расчеты немцев на всемерную помощь казачества при вступлении их на казачьи земли. Об этом свидетельствуют слова штурмшарфюрера Иоганна Эрле, взятого в плен под Моздоком: «Как жестоко мы, ошиблись надеясь на казачество. Ведь мы рассчитывали на то, что казаки выступят против большевиков. Но теперь я вижу, что мы не поняли душу русского казака и не учли тех двадцати пяти лет, которые сформировали характер новых казаков».

В октябре 1941 года Краснодарский крайком партии обратился в ЦК с просьбой разрешить сформировать за счет средств края З казачьи дивизии в добровольном порядке из числа казаков без ограничения возраста. В основу формирования был взят принцип район - казачья сотня. Кроме того, разрешить обмундировать личный состав в кубанскую казачью форму. Инициатива была одобрена. Добровольцами в дивизии шли и одиночки, и целыми семьями, молодые и пожилые. Так, казак ст. Родниковской Михаил Федорович Грачев (63 года) проводил в армию шестерых сыновей - Герасима, Василия, Тимофея, Ивана, Петра, Михаила. Они воевали в различных родах войск. А затем отец добровольцем записался в кавалерийский корпус. В августе 1942 года за храбрость, проявленную в сражении под ст. Кущевской, М.Ф. Грачев был награжден орденом Ленина.

В казачью сотню записался казак ст. Бузиновской Жуков Александр Иванович, ему было 55 лет, бывший конник лейб-гвардейского Уланского полка участник двух войн. С ним в корпус пришли его жена Анна и сын Игорь. В апреле 1943 года А.И. Жуков был награжден орденом Красной Звезды. Казак Иван Данилович Зубенко воевал в корпусе также вместе с женой Анной, сыном и двумя дочерями. Таких примеров были десятки и сотни.

В 1940 году казак, Василий Захарович Корж был направлен на партийную работу в Белоруссию. Две его дочери Ольга и Зинаида остались на Кубани. С началом Великой Отечественной войны сестры окончили курсы медицинских сестер и пошли в казачий корпус. В это время их отец возглавил в Белоруссии партизанское соединение и в последствии был удостоен звания Герой Советского Союза. Придя в корпус, сестры Корж удивились, насколько постарела Красная армия. Много стариков в соединении. Потом они узнали, что корпус добровольческий. Казаки учили их верховой езде, владению шашкой, управлять повозкой.

В бою на Северном Кавказе Зинаида Корж будучи раненой вывезла из боя пятнадцать раненых казаков. Только за уложенной или раненой лошадью можно было перевязать раненых. Смешение крови - убитых лошадей и людей. В ноябре 1942 года в тяжелом бою эскадрон остался без командира, выбыли из строя и командиры взводов. Пожилой казак М. Каменев обратился к Ольге – «Возьми, девочка, на себя командование, пока нового комэска не пришлют. И Ольга с честью выполнила это боевое поручение. Причем, не оставляла своих обязанностей: делала перевязки, эвакуировала раненых. Более трех лет войны - обороне и атаках, в седле и на санитарных повозках, пешком сестры прошли военными дорогами. Они шли туда, где нужен был их труд. Ольга Корж была награждена орденом Слав 3 степени, а Зинаида - орденом Красной Звезды, У обеих много боевых медалей.

Добровольцами в корпус пришли казаки из ст. Пашковской Михаил и Пантилей Шанталий. Пантилеймон Шанталий прошел в рядах корпуса от Кубани до Праги и возвратился домой на своем боевом коне. В послевоенные года на его подворье всегда были лошади. А когда пришло время идти на службу в армию сыну, он добился, чтобы тот служил в погранвойсках на своем коне.

На Дону также формировались казачьи добровольческие дивизии.

Казак ст.Морозовской, участник Гражданской войны Иван Андреевич Хомутов пришел в ополчение с двумя сыновьями - четырнадцатилетним Александром и шестнадцатилетним Андреем. С двумя сыновьями добровольцем пришел и казак ст. Нижне - Чирской Парамон Самсонович Курочкин.

Широкую известность получил донской казак 52- летний Константин Иванович Недорубов, который пришел в сотню со своим сыном. В годы Первой мировой войны Недорубов заслужил четыре Георгиевских креста, а в 1943 году стал Героем Советского Союза.

В 30 - е годы К.И. Недорубов был репрессирован. Три года работал на строительстве канала Москва-Волга. За добросовестный труд был досрочно освобожден. В октябре 1941 года добровольцем записался в сотню. Казаки избрали его своим командиром. В ноябре 1941 года сотня Недорубова вошла в состав 15 - й донской кавалерийской дивизии 17 казачьего кавалерийского корпуса. Дивизия отличилась в боях под Ростовом.

В конце июля 1942 года 17 корпус занял оборону у границ Кубани на рубеже ст. ст. Шкуринская – Кущевская – Канеловская. Перед командованием Северо-Кавказского фронта стояла задача - любой ценой остановить врага. Здесь на этих рубежах произошло сражение показавшее, что на этом участке фронта нашлась сила, способная противостоять и нанести противнику огромный урон. Этой силой оказался 17 - й казачий кавалерийский корпус.

В этих боях казаки явили собой пример мужества и героизма. Личный состав корпуса уверовал в собственные силы и способности наносить удары по противнику. Недалеко от ст. Кущевской до сих пор сохраняется окоп Недорубова.

Каждый год казаки Кубанского казачьего войска собираются на поле Казачьей славы, чтобы почтить память казаков - гвардейцев. В боях с 1 по 3 августа 1942 года корпусом было уничтожено около 4000 врагов, 100 автомашин, 15 танков. Корпус тоже понес большие потери до 2000 человек.

В ранце немецкого солдата Альфреда Курца, убитого в бою под Шкуринской, было обнаружено письмо, в котором были такие слова: «Все что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года бледнеет перед тем ужасом который мы испытали при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки - это какой-то вихрь, который сметает все на своем пути, все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего».

В сражении под ст. Шкуринской в эти дни отличились шкуринцы братья Кирисовы: Тимофей Кирисов – командир минометной батареи, старший брат Иван – под огнем противника доставлявший боеприпасы на огневую позицию. В этих же боях отличились казак Михаил Григорьевич Корчинков и его сын Иван. Они составляли пулеметный расчет и уничтожили много немцев.

Только по приказу командования 17-й корпус оставил позиции и был отведен в предгорья Кавказа на оборону подступов к Туапсе. В боях под ст. Белореченской и Пшехской отличился 69 летний казак Семен Скворцов. Отправив на фронт восьмерых сыновей - офицеров, он и сам добровольно пошел в казачий корпус. Участие казаков опровергло распространяемые фашистами слухи, что казачество с хлебом и солью встречает немецкие войска.

В августе 1942 года 17 - кавалерийский казачий корпус получил звание Гвардейского и был переименован в 4 гвардейский кубанский казачий корпус.

Обороняя подступы к Туапсе, казаки ни днем, ни ночью не давали покоя противнику. Здесь казаки нанесли серьезный урон горным стрелкам немецкой армии.

Командир второй роты 94-го горно-саперного батальона лейтенант Хетцель писал в своем дневнике: «Против нас действуют донские и кубанские казаки. Когда-то мои отец, участник прошлой войны, рассказывал мне о них, но как далеки его страшные рассказы от того, что мне пришлось увидеть. Казаков не возьмешь ни чем. Они бросаются на наши танки и жгут их. Вчера эссесовцы атаковали их, но несмотря на то, что казаков было меньше, они не отступили ни на шаг. Сегодня моя рота была брошена на помощь наступающим, и я вернулся с поля боя с четырьмя уцелевшими солдатами. Боже, что там было! Говорят, наша бригада перестала существовать. Если судить по моей роте, - это правда».

И.В. Сталин неоднократно ставил казаков в пример другим войскам и требовал, чтобы все наши войска дрались, как 17 казачий корпус. 360 казаков корпуса за бои под Кущевской и Туапсе были награждены орденами и медалями. Кубань постоянно направляла пополнение в 4 гвардейский кубанский казачий корпус.

В дальнейшем корпус был переброшен в прикаспийские степи и принимал участие в освобождении Северного Кавказа. Здесь проявил себя бывший заведующий клубом ст. Старощербиновской Василий Иванович Лобода. Вместе с 17 - летним сыном Павликом они воевали в 156 истребительном противотанковом полку. Отец командовал орудием, а сын был наводчиком. В октябре 1942 года они в числе первых были награждены орденами Отечественной войны.

В 1943 году казаки корпуса участвовали в освобождении 150 населенных пунктов на Дону. Освобождали Таганрог, Мариуполь. Особенно отличились казаки при освобождении Таганрога. Успешному проведению операции способствовала быстрая, скрытная переправа через реку Миус по наскоро наведенному мосту. Чтобы не поломать ноги лошадей из-за плохо подогнанных досок настила, казаки забросали настил своими бурками и быстро переправились на противоположный берег. На рассвете казачьи полки атаковали противника и освободили Таганрог.

В дальнейшем части корпуса принимали участие в освобождении города Одессы. Здесь отличилась 10 гвардейская Краснознаменная дивизия. Полковую разведку возглавлял казак-лейтенант из ст. Абинской Виктор Афанасьевич Козлов. Разведчикам - казакам удалось захватить штаб немецкой армии и обеспечить успешное освобождение Одессы советскими войсками. За эту операцию В.А. Козлов был награжден орденом Суворова III степени. А вообще за время боев он был удостоен орденов Отечественной войны I и II степеней, двух орденов Красной звезды и ряда боевых медалей.

В этом же корпусе воевала жена В.А. Козлова - Елена Александровна. Она командовала эскадроном и удостоена ордена Отечественной войны II степени и ордена Красной звезды.

С начала возрождения казачества на Кубани В.А. Козлов принимал активное участие во всех мероприятиях. Он был избран атаманом Абинского районного казачьего общества.

С первых дней формирования 4 - го гвардейского кубанского казачьего корпуса воевали казаки из ст. Пашковской отец и сын – Гавриил Степанович и Валентин Коломиец. После войны Валентин Гаврилович окончил летное училище и дослужился до полковника. Он принимал активное участие в возрождении казачества на Кубани и входил в состав совета стариков Кубанского казачьего войска.

4 - гвардейский кубанский казачий корпус освобождал Белоруссию, Венгрию, Чехословакию.

В феврале 1943 года после освобождения Краснодара от немецких оккупантов Краснодара Крайкомпартии обратился в Ставку Верховного главного командования с предложением сформировать на Кубани, на ополченческой основе, пластунское соединение. Ставка одобрила предложение. Формирование пластунской дивизии проходило под личным наблюдением И.В. Сталина. Сталин постоянно интересовался, как идет формирование кубанской пластунской дивизии. Личный состав формировался за счет добровольцев старшего и младшего возраста. Район формировал сотню. Одежда традиционная для кубанцев: черкески, башлыки, кинжалы. Соединение получило наименование 9-я Краснодарская пластунская стрелковая Краснознаменная ордена Красной звезды дивизия. Эта дивизия была на особом счету. Она постоянно находилась в резерве Ставки Верховного Главного командования и направлялась на тот или иной участок фронта только с разрешения И.В. Сталина. В составе дивизии были только коренные кубанцы. Командовал дивизией полковник Степан Макарович Черный, а затем генерал Петр Иванович Метальников. Завершилось формирование дивизии к сентябрю 1943 года.

В дивизии воевала дочь начальника политотдела дивизии Тамара Ивановна Петрашина, братья Деможировы из Гулькевичи, Сергиенко и Шацкие из ст. Каневской, отец и сын Букановы из Ейска, Тарасенко из ст. Ильской, Корягины из ст. Тбилисской, Хлебниковы из Лабинской, Хильчевские из Черноерковской, Будлянские из ст. Павловской и многие другие. Всего около 700 человек.

Дивизия освобождала Краснодар, отличилась при прорыве Голубой линии и освобождении Кубани.

Заслуженной славой в дивизии пользовался семейный расчет артиллеристов - братьев Будлянских Алексей и Илья. Снаряды им на позицию подвозил отец Василий Васильевич Будлянский. В составе дивизии они освобождали Украину, Польшу. Особенно упорные бои были под городом Дембица в 1944 году. Весь состав расчета был награжден орденами.

29 января 1945 года пластунская дивизия освободила Освенцим, форсировала Одер и воевала на Берлинском направлении. Здесь отличились казаки - разведчики братья Василий и Дмитрий Дроновы, воевавшие в составе разведывательной сотни. В марте 1945 года группа разведчиков, в которую входили братья Дроновы, при взятии немецкого города Оппельн за взятие «языка» и получение ценных сведений для дивизии и армии были удостоены ордена Славы II степени.

Завершила военные действия 9 пластунская дивизия 12 мая 1945 года в Чехословакии. Пластуны со своими боевыми знаменами участвовали в параде 24 июня 1945 года в Москве в составе 4 украинского фронта, которым командовал маршал Советского Союза Еременко.

Помимо воинских соединений, формировавшихся на Кубани, Дону, Ставрополье, целые семьи казаков воевали на фронтах Великой Отечественной войны в составе пехотных, артиллерийских, танковых, авиационных соединений. И численность казачьих семей, направивших своих отцов, мужей, сыновей, намного превышает число воевавших в казачьих частях. Так, раскулаченная казачка ст. Курчанской в начале войны призвала своих четверых сыновей и сказала: «Хоть власть и безбожная, но земля наша. Идите и воюйте, батька не позорьте». Домой с фронта возвратилось двое сыновей. Один погиб под Москвой, другой под городом Изюмом. Раскулаченный и сосланный в Северный Казахстан казак ст. Пашковской Иван Дейнега, ушел добровольцем на фронт со своим сыном Яковом. Они прошли всю войну и завершили ее в Манчжурии. На родную Кубань возвратились лишь в 1956 году.

Женщины казачки во время войны трудились в сельском хозяйстве, обеспечивая армию продовольствием, и вносили свой вклад в достижение победы. А когда надо было, помогали фронту, доставляя на позиции боеприпасы. Так, в феврале-марте 1943 года когда весенняя распутица не позволяла технике подвозить снаряды советским войскам на Голубой линии, по просьбе командования женщины и малолетние девчата в мешках доставляли на фронт снаряды, передавая их как эстафету от станицы к станице. По ночам эта длинная вереница женщин и девчат несла на плечах снаряды. Но ночам возвращались домой и вновь отправлялись в тяжелый и опасный путь.

Таким образом, казачьи семьи, как и семьи других советских граждан в годы Великой Отечественной войны приближали победу. Тысячи и тысячи казаков - отцов, сыновей, матерей, дочерей самоотверженно воевали, погибали за свободу и независимость нашего Отечества. Современной казачьей молодежи есть чем гордиться: подвигами и славой наших отцов и дедов, разгромивших фашистскую Германию.

Справка: В 1998 г. кубанские казаки вошли в Государственный реестр. Президент РФ своим указом от 24 апреля 1998 г. утвердил Устав Кубанского войскового казачьего общества (сокращенно - Кубанское казачье войско, ККВ). Атаман войска В.П. Громов по указу Президента РФ первым в стране получил чин казачьего генерала.

До Николая Долуды пост атамана Кубанского казачьего войска долгое время занимал Владимир Прокофьевич Громов.