Религия России

- Агентство религиозных новостей. Новости религии


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: Неоспоримый факт, что чипирование людей запланировано мировой элитой


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
На заре экуменизма: Эдинбургская конференция 1910 года
На заре экуменизма: Эдинбургская конференция 1910 годаРовно 110 лет назад завершилась всемирная миссионерская конференция, прошедшая с 14 по 23 июня 1910 года в шотландском Эдинбурге. В конференции приняли участие более 1200 делегатов, представлявших протестантские "церкви" и движения (преимущественно из США и Великобритании).

Ключевой вклад в подготовку и проведение конференции внёс небезызвестный Джон Мотт, а также "епископ" Чарльз Брент (оба - из США). Эдинбургская конференция, с одной стороны, стала результатом движения протестантских конфессий к объединению на внедогматической основе, с другой стороны, проложила путь к дальнейшему созданию экуменического движения. Во всех этих процессах, опять-таки, едва ли не ключевую роль сыграл Джон Мотт, автор самого слова «экуменизм». Участники Эдинбургской конференции выдвинули экуменическую утопию «восстановления» ...

В России пытаются внедрить технологии Апокалипсиса
В России пытаются внедрить технологии АпокалипсисаНигде в мире, даже в Китае, нет централизации всей информации...

Не стихают волны возмущения множества граждан по поводу приятия антиконституционного закона о Едином федеральном информационном регистре населения РФ, а из-под сукна уже достают ещё один законопроект - о «цифровом профиле гражданина». «Проект общенационального плана восстановления экономики направлен Президенту России Владимиру Путину, - говорится на сайте Правительства РФ. - ... Как отметил заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлёв, по предложению Совета Федерации в документе учтены мероприятия по законодательному закреплению получения услуг на основе цифрового профиля гражданина». В случае принятия этого «нормативного акта» можно будет полностью забыть о ...

«Священники» латиняне продвигают содомию
«Священники» латиняне продвигают содомиюГруппа церковных лидеров, выступающих за ЛГБТ, отвергают призыв к целомудрию и поощряет католиков вести беспорядочный сексуальный образ жизни, называя проявления всевозможных извращений желанием «быть собой», пишет churchmilitant.com.

Центр религии и культуры Университета Фордхема опубликовал в четверг видео «Outreach 2020» с конференции для так называемых ЛГБТ-католиков. Эта онлайн-конференция была организована известными сторонниками, выступающими за содомию. Иезуит-гомосексуалист Джеймс Мартин, который руководил конференцией, в заключение заявил, что целью мероприятия не стоит призыв всех католиков жить согласно всем десяти заповедям. «Мы собираем вместе тех, кто служит с ЛГБТ-католиками, чтобы создать сообщество, поделиться передовым опытом и поклоняться нашему...

Японцы разрабатывают космическое оружие?
Японцы разрабатывают космическое оружие?Японская телекоммуникационная корпорация SKY Perfect JSAT приступила к разработке спутник, оснащенного мощнейшим лазером, с помощью которого этот спутник должен будет уничтожать космический мусор. Однако где гарантия, что под этот лазер не попадут другие спутники, а также космические корабли?

SKY Perfect JSAT, которая является крупнейшей в Азии компанией по спутниковой связи и многоканальному платному телевидению. Как сообщает The Japan Times, создавать спутник-уборщик SKY Perfect JSAT будет совместно с государственным институтом физико-химических исследований RIKEN и Японским агентством по аэрокосмическим исследованиям (JAXA). В настоящее время, по данным JAXA, в околоземном пространстве находится около 34 тысяч ...

Публикации
  • 27 июня
Горькие вести: Россия выдает своих?..В этом году в России и за рубежом широко празднуется 75-я годовщина Победы. 24 июня прошел парад на Красной площади в Москве, на 26 июля запланировано всенародное шествие «Безсмертного полка». А вот в Челябинске День Победы празднуют по-своему, каким-то непонятным, трагическим образом.

По информации svpressa.ru, прокурор Челябинской области В.А.Лопин и начальник ГУ МВД по Челябинской области А.Ф.Сергеев постановили выдать ополченца-антифашиста Евгения Щербака в Казахстан, где его ожидает лишение свободы на срок до 9 лет. Евгений Щербак - русский доброволец из Казахстана, который в 2014 году уехал на Донбасс, чтобы помочь нашим братьям в борьбе против неофашистской хунты. Он был танкистом, воевал в легендарном подразделении «Спарта» под командованием ...

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Слово в день сошествия Святого Духа на Апостолов
Слово в день сошествия Святого Духа на АпостоловВ этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов и вместе с тем непрестанное Его сошествие на всех людей. Христиане называют этот праздник цветом человеков, ибо в это время года, весною, расцветает вся природа, точно так же в этот праздник мы вспоминаем, как мертвая духовно жизнь человека зацвела христианскими добродетелями! Как бы ни был грешен человек, но если он верует, то снова, при помощи благодати Святого Духа, он может зацвести христианскими добродетелями, так же как в весеннее время зацветают обнаженные поля и леса... И как приятно, что этот праздник празднуется в такое время, когда вся природа воскресает и все в природе вызывает на благочестивые размышления. В самом деле, вглядитесь на небо, на эти мириады звезд, – радуется ваше сердце и хвалит Господа Бога вместе с безмолвною природою. Вглядитесь на пташек – и увидите, как бездушные твари восхваляют Господа Бога. Разве не наполняет благодать Святого Духа и их – дарами, которыми наполняет она душу человека? Не правда ли, поистине радостен этот праздник. Однажды совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, но на христиан всегда совершается это сошествие и во все роды родов будет оно совершаться. Хотя человек родится во грехах, но в купели крещения он очищается от этих грехов. Но вот ему нужны силы идти тернистым путем – и вот он получает эти силы в Таинстве Миропомазания. Но человек-христианин способен на доброе дело и всегда готов бывает на него только тогда, когда он находится вблизи от Христа Спасителя. И вот совершается литургия, и священник возглашает: «Приидите, ядите сие есть Тело Мое...». И человек соединяется и духом, и телом тесно со Христом, как питается соком ветвь на лозе. Но вот грех мучит человека, он чувствует, что сошел с христианского пути, что что-то мешает ему... Но вот благодать Святого Духа в Таинстве Покаяния врачует его. Но вот постигает человека болезнь, ужас холодный леденит его сердце, у него много на душе грехов, не раскаянных, забытых, но вот в Таинстве Елеосвящения благодатию Святого Духа очищается он, и прощаются ему грехи его. Да, поистине благодать Святого Духа всегда действовала и будет действовать до тех пор, пока не явится Господь Бог на землю. Это будет во второе пришествие, тогда при благодати Святого Духа души умерших соединятся с телами и предстанут на суд Божий со всеми делами, помышлениями.





Слово на Сретение Господне
Слово на Сретение Господне«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных»

(Лк. 2:22–24).

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (Исх. 13:2). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... 
  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив новостей
Июль 2020 (3)
Июнь 2020 (38)
Май 2020 (39)
Апрель 2020 (45)
Март 2020 (73)
Февраль 2020 (62)
Евангелие от Матфея, глава 27:15-18 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели; был тогда у них известный узник, названный Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:11-14 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:06-10 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Первосвященники, взявши сребреники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня; тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 27:03-05 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 31 марта
Преподобномученица Екатрина СходненскаяЕкатерина Григорьевна Константинова родилась в 1887 году в деревне Саврасово неподалеку от Москвы в семье зажиточного крестьянина, имевшего столярную мастерскую и бакалейную лавку. С приходом новой власти в 1917 году все имущество у семьи было конфисковано.

В 1905 году стала послушницей Московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской заставы. Эта обитель, основанная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», именовалась в народе Скорбященской. Учрежден монастырь был в 1890 году княжной А. В. Голицыной. Ко времени прихода в него послушницы Екатерины в обители имелось четыре храма и женское училище. В монастыре была на швейном послушании.

После революции монастырь был закрыт и Екатерина в 1918 году возвратилась на родину в деревню Саврасово Солнечногорского района. Поначалу вступила в колхоз, но затем по состоянию здоровья вышла из него. На жизнь зарабатывала тем, что стегала одеяла, чинила для колхоза мешки. Все годы вплоть до своего ареста матушка Екатерина вела монашеский образ жизни. Вместе со знакомыми монахинями закрытых монастырей постоянно ходила молиться в церковь.

24 февраля 1938 года Матушку Екатерину арестовали и заключили в камере предварительного заключения Солнечногорского отделения милиции. В тот же день состоялся допрос. Следователь спросил:

– Принимали ли вы участие в подавлении революционного движения против советской власти?


  • 26 февраля
Преподобномученица Анна (Корнеева)Намереваясь арестовать протоиерея Иоанна Покровского, служившего в Покровской церкви в селе Чиркино Малинского* района Московской области, и помогавших ему в церкви верующих, сотрудники НКВД допросили всех, кто, по их мнению, согласился бы подписать лжесвидетельства. Учитель местной школы в селе Чиркино показал: «В сентябре 1937 года около школы Покровский, не подозревая себя в пропаганде религиозных убеждений, говорил детям: "Молитесь Богу, тогда и уроки у вас будут усваиваться хорошо, не будьте поклонниками сатаны”. Разговоры Покровского среди детей я замечаю часто: это видно из того, что дети во время перемены в религиозные праздники ходят в церковь и ставят свечи. Школа находится в десяти метрах от дверей церкви, даже в летнее время, когда поют в церкви, слышно в школе; сейчас церковь угрожает школе тем, что хотят из дома, где помещается школа, ее выгнать, так как этот дом принадлежит церкви, и второе то, что купол церкви треснул и немного покачнулся на школу, весной может завалиться»1.

Один из жителей села показал: «В августе 1937 года на проработке сталинской конституции... Покровский говорил, что конституция только для большевиков, а не для бедного класса, который ограблен советской властью; в конституции записано, что свобода, а какая свобода, когда только знают, что грабят крестьян, колокола и те сняли; это получается гонение на православных крестьян»2.

В соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника, подписанная руководителями Управления НКВД по Московской области Якубовичем, Персицем, Нусиным и Овчаровым. В ней говорилось, что «в селе Чиркино проживает Иван Семенович Покровский, который до, после революции и до настоящего времени работает попом. В 1937 году возведен в протоиереи и назначен благочинным. Будучи недоволен существующим в нашей стране строем, среди населения ведет антисоветскую агитацию и особенно обнаглел после опубликования конституции и положения о выборах в Верховный Совет СССР.
  • 7 февраля
Мученик Борис Заварин, псаломщикМу­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1910 го­да в се­ле Ко­пы­ри Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия За­ва­ри­на[1] и его су­пру­ги Алек­сан­дры. По окон­ча­нии, уже в со­вет­ское вре­мя, се­ми­лет­ней шко­лы Бо­рис по­сту­пил в храм пса­лом­щи­ком и слу­жил в Вос­кре­сен­ской церк­ви по­го­ста Рас­ло­во Гря­зо­вец­ко­го рай­о­на Во­ло­год­ской об­ла­сти.

16 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча; в тот же день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли: поч­та­льон и учи­тель шко­лы. Они по­ка­за­ли, буд­то Бо­рис За­ва­рин «аги­ти­ро­вал, что нам тер­петь на­си­лие со сто­ро­ны без­бож­ной вла­сти нель­зя, на­до дей­ство­вать, при этом вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние по адре­су пар­тии ВКП(б)... аги­ти­ро­вал кол­хоз­ни­ков, чтобы они не под­чи­ня­лись уста­нов­лен­ной тру­до­вой дис­ци­плине и чтобы не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, го­во­ря им, что хо­тя вы и ра­бо­та­е­те, но ни­че­го не по­лу­ча­е­те, си­ди­те го­лод­ные, ра­зу­тые, раз­де­тые, нуж­но ухо­дить из кол­хо­зов. За­ва­рин хо­дил с по­пом со сла­вой по де­рев­ням кол­хо­за, где так­же аги­ти­ро­вал про­тив кол­хо­зов, го­во­ря, что они не рен­та­бель­ны и ско­ро раз­ва­лят­ся».

17 ян­ва­ря Бо­рис Сер­ге­е­вич вме­сте с тре­мя свя­щен­ни­ка­ми, слу­жив­ши­ми в со­сед­них се­лах и то­же аре­сто­ван­ны­ми, был до­став­лен в тюрь­му в го­ро­де Во­лог­де и в тот же день до­про­шен. Свя­щен­ни­ки ого­во­ри­ли се­бя, при­знав се­бя ви­нов­ны­ми.

- Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Дай­те ис­чер­пы­ва­ю­щие по­ка­за­ния след­ствию по дан­но­му во­про­су, - по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча.

- Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не счи­таю, - от­ве­тил пса­лом­щик.
Святой благоверный Великий Князь Ростислав Мстиславич, в крещении Михаил
  • 27 марта
Святой благоверный Великий Князь Ростислав Мстиславич, в крещении МихаилВеликий Князь Ростислав Мстиславич, во святом крещении Михаил, происходил из рода Рюриковичей. Он является родоначальником Смоленских князей. 

Великий Князь был сыном Мстислава I Изяславича и шведской королевны Христины Инговны, внуком благочестивого Мономаха и братом братом святого Князя Всеволода-Гавриила (+1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5 мая и 27 ноября/10 декабря). Ростислав Мстиславович является одним из выдающихся госу­дарственных и церковных деятелей Руси середины XII века.

В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Ростислав отли­чался как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христиан­скими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим под­чиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памято­вание о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души. Во время борьбы брата его великого князя Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, но вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивой.С его именем Ростислава связано укрепление и возвышение Смоленска, Смолен­ского княжества и Смоленской епархии.

До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от сво­его отца, Владимира Мономаха, Киевский великокня­жеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря тру­дам и подвигам святого Ростислава Смоленское кня­жество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храма­ми и монастырями, приоб­ретает влияние на общерус­ские дела. Каменный храм в честь святых князей Бо­риса и Глеба, построенный в 1145 г. на месте мученической кончины послед­него, на Смядыне, и в Смоленске Петропавловский - памятники благочестивого ро­дона­чальника князей смоленских.

Дадите Господу Богу вашему славу прежде даже не смеркнется (Иер. 13, 16), - учит пророк Божий. Блаженный князь Ростислав поступал по учению откровения Божия. За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял в славу имени Божия; для него прежде всего и выше всего была слава Божия.

После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оста­вался великим князем до самой смерти (в 1167 г.), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных перио­дов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты рус­ского ученого инока Климента смолятича и повелел поставить его в митропо­литы cобо­ром русских епископов, без обращения к константинопольскому патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митро­полита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независи­мость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Нов­городским (память 8/21 апреля), не признали автокефального русского митро­полита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округи. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опас­ность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях разд­роб­ленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложни­лась бы такой же «битвой» за Киевскую митрополичью кафедру между много­чис­ленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немед­ленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митропо­литом. Им стал святой Константин (память 5/18 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+15 мая 1157 г.). 
А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава Мстислав Изяславович, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент смолятич. Началась церков­ник смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторон­ников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав поста­новили удалить обоих митрополитов и просить у патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), пытавшегося в это время провести в митропо­литы своего подвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Кли­менту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поли­карп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Князь Ростислав, окруженный счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тя­жесть. Незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно забо­тился о том, как угодить Господу. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу печерского игумена с шестнадцатью иноками и сам им прислуживал. Часто говорил он печерскому игумену: «Приготовь мне келлию, боюсь смерти неожи­даемой», - и сам в каждое воскресенье поста приобщался Св. Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя - ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец предложил ему предоставить себя воле Божией.

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением отно­си­тельно их православности, в связи с известным «спором о постах» (леон­тианская ересь). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у патриарха благослове­ния русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важ­нейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько поли­тическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митропо­лит - грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+1165 г.). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Един­ственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и свя­тыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Кие­ве, основанного его отцом.

В 1167 г., несмотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвер­­дить там сына своего Святослава. На дороге смоленские послы встретили его за 300 верст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его 
с подар­ками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов новгородских забыть неудовольствия на сына его и разлучиться с ним одною смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «Везите меня в Киев, - отвечал он, - если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора, если Бог исцелит меня молитвами Пречи­стой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава - окончить жизнь иноком святой обители. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихою молит­вою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», - это были последние слова, и слезы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодо­ровском монастыре.

«Поступайте, - говорит нам в заключение жизнь праведного князя, - поступайте сообразно званию, в которое признаны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» (Еф. 4, 1-2).

Похвала Князю Ростиславу Мстиславичу 

О великом кн(я)зе Мьстиславе Смоленьскомъ и о ц(е)ркви 

Сей требл(а)ж(е)нныи и с(вя)тыи княз(ь) Ростислав, с(ы)нъ М'стиславль, внук Володимирь Б(о)жием повел нїем, и с(вя)тые Б(огороди)ци, и о(т)ца своего м(о)л(и)твою принде первое в'град в'Смолинескъ на кня жение, и видѣ смолинскую ц(е)рк(о)въ сущую под Переясловлем, и негодова, и з'дума с бояры своими и с людми, и постави еп(и)ск(о)па к'ц(е)рквѣ с(вя)тыя Б(огороди)ци, и уял часть от всея области своея, и дал с(вя)теи Б(огороди)ци и еп(и)ск(о)пу, и болѣ люди сия и землю просвѣти.
 
И скончася заповѣд(ь) г(о)с(по)дня о Ростиславе, яж(е) реч(е): «бл(а)гии рабе вѣр'не, в малѣ быс(ть) вѣрен, надо многими тя поставлю,6 вниди в радос(ть) г(о)с(подин)а своег(о)» (Мф. 25: 21),  занеж(е) дал б(о)жия б(о)г(о)ви часть, а б(о)гъ ему дас(ть) за доброту его сторицею и ц(а)рствовати в'всеи Рускои земли, а на оном свѣте - ц(а)рство н(е)б(е)сное. 

И препровадив Б(о)гъ дни живота его в'славу, и в ч(е)сть, и кончася м(еся)ца марта 14. 

« Аще кто поревнуеть того требл(а)ж(е)ннаго и с(вя) т(о)го княз(я), от Б(о)га приимет(ь) сп(а)с(е)ние, а от с(вя)тые б(огороди)ци заступление; паки ли - да сам си вѣда. Ростиславу вѣчная памяг(ь), а живым - на многа лѣта.

Амин(ь)