Русь-Инфо

- Агентство статической информации.


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: «Наезды» Запада на Русскую Православную Церковь начались


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
Раскольники диктуют, как РПЦ следует себя вести. Чем это может закончиться?
Раскольники диктуют, как РПЦ следует себя вести. Чем это может закончиться?Весь Православный мир с настороженностью следит за бесчинствами и вседозволенностью филаретовцев из так называемого "Киевского патриархата". А почему стало возможно, что данная антиправославная организация так высоко подняла голову? Потому что ее поддерживает и светская власть, и не чураются высшие иерархи Украинской Православной Церкви.

Именно потому, что митрополит Онуфрий и другие иерархи УПЦ участвовали в бесчинствах, осужденных Апостолами и Соборами, Господь попустил то, что сегодня происходит в Украинской Церкви - раскол, гонения верующих сторонниками режима и приспешниками лже-Филарета, а также наглое и беспардонное вмешательство Константинополя в дела УПЦ. Спаситель как бы предупреждает: "Одумайтесь! Прекратите творить беззаконие! Посмотрите, как это выглядит со...

Срочно! РПЦ приостановила общение с Константинополем
Срочно! РПЦ приостановила общение с Константинополем14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

На заседании был рассмотрен вопрос об ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих «экзархов» в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви «решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине» (журнал № 69). Ранее, в заявлении от 8 сентября 2018 года, Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест в связи с антиканоническим назначением архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве и ...

Суд Самарской области встал на сторону содомитов
Суд Самарской области встал на сторону содомитовМесяц назад наш сайт religruss.info сообщал о том, что извращенец Николай Алексеев, являющийся лидером московских содомитов, распространил в интернете информацию, что в Новоульяновске должен состояться одобренный местной администрацией гей-парад. Однако пресс-служба городской администрации прокомментировала заявление Алексеева, категорически ответив, что «никакого гей-парада проводиться не будет. И в поселке Яблоневый тоже». После этого возмущенные педерасты подали иск в суд...

И вот теперь стало известно, что Жигулевский городской суд Самарской области признал незаконным запрет на проведение гей-парада, вынесенный местной администрацией. Об этом на своей странице во «ВКонтакте» рассказал вс тот же самый предводитель группки извращенцев...

Время показало, насколько извращенное понимание Православия сформировалось в головах людей
Время показало, насколько извращенное понимание Православия сформировалось в головах людейДолгое время у нас в стране Православная вера была под запретом. Лет 30 назад Русская Церковь стала выходить из "подполья". Люди начали посещать храмы, монастыри; ездить в паломнические поездки на поклон святыням. Однако, как теперь стало очевидно, достаточно большое количество людей, называющих себя православными, на самом деле не понимают и элементарных основ той веры, которую, вроде бы исповедуют; либо же эти люди - намеренно и злостно дискредитируют Православие. Вот лишь несколько плачевных фактов, взятых из новостной ленты, подтверждающих истинность выше сказанного.

Как сообщают СМИ, на днях в Москве презентовали сборник православной монархической... фантастики! В сборнике под названием "День коронации" изложены точки зрения известных ...

Публикации
  • 17 сентября
Создание на Украине церкви антихриста не за горами?На страницах одного из католических изданий появилось заявление представителя Константинопольского Патриархата - митрополита Галльского Эммануила (Адамакиса) о начале создания "местной независимой церкви" на Украине.

Так называемые экзархи Константинопольского Патриарха подтвердили данную информацию и сказали, что приехали в Киев для того, чтобы продолжить работу по предоставлению автокефалии украинской церкви (с маленькой буквы, потому что Украинская Православная Церковь ни в какой константинопольской "автокефалии" не нуждается - прим.ред. religruss.info). В свою очередь Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий заявил, что Константинопольский Патриархат не имел морального и канонического права вмешиваться в дела Украины и присылать в стану своих представителей. Тем не мене, "экзархи" патриарха Варфоломея ...

Ваше мнение
Считаете ли Вы критский собор еретическим?
Да, безусловно
Нет, не считаю
Святоотеческое
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности
Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его БожественностиI. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, который сегодня совершается, установлен следующим образом. Место, где совершил Господь спасение наше, т.е. гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из коей Он воскрес, по времени было предано запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими I. Христа и Его учеников. Так император Адриан во II веке приказал засыпать мусором и землею гроб Господень, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно также и другия места, освященныя Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святыя места; но это-то и помогло их открытию. Когда, в IV столетии, приняли христианскую веру император Константин и мать его Елена, то им пожелалось возобновить св. град Иерусалим и открыть святыя для христиан места. Царица Елена со множеством золота отправилась для этого в Иерусалим. Она, при содействии патриарха иерусалимскаго Макария, разорила идольские храмы и обновила Иерусалим. Нашла крест Господень и гроб, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, построила большой и великолепный храм в честь воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 го сентября он торжественно был освящен, и положено праздновать каждогодно это освящение или обновление храма. Праздник этот в просторечии называется словущим, т. е. называемым только, воскресением.

II. Праздник обновления, т.е.. освящения, храма Воскресения Христова напоминает нам, братия, о таком событии в земной жизни I, Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности. И. Христос, скажем словами апостола, чрез воскресение из мертвых, во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим. 1:4). И подлинно – из всех доказательств, приводимых богословами в подтверждение божественности I. Христа, нет ни одного такого, которое бы доказывало ее так очевидно и сильно, как воскресение Его из мертвых.
О том, что между сном и смертию существует великое сходство
О том, что между сном и смертию существует великое сходствоI. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в УИ в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшияся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже впродолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славнаго мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... 

II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщаго суда Божия.

Впрочем, смерть каждаго человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули (Иоан. 11:14. Марк. 5:35-39); сему верует наша церковь, называя умерших усопшими.

Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. 

  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив новостей
Сентябрь 2018 (27)
Август 2018 (40)
Июль 2018 (34)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (48)
Апрель 2018 (47)
Евангелие от Матфея, глава 5:36 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:34-35 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евангелие от Матфея, глава 5:33 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
Евангелие от Матфея, глава 5:32 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский
  • 14 января
Священномученик Михаил Блейве, протоиерей
Протоиерей Михаил Иванович Блейве родился 29 октября 1873 г. в Оллустфере (Олуствере), Феллинского (Вильяндиского) уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика местной церкви Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны (в девичестве Леат). В семье было еще две дочери - Александра и Вера. Несмотря на усердие к службе отца семейства, жили в скудости. Когда пришло время определять Михаила Блейве в школу, Феллинский благочинный протоиерей Кирилл Альбов выхлопотал ему казенное содержание в Рижском духовном училище.

В 1894 г. Михаил Блейве окончил Рижскую духовную семинарию по 2-му разряду и как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком при Иоанновской церкви, «что в архиерейской мызе». В 1896 г. его переводят псаломщиком в рижскую Свято-Троицкую женскую общину. В 1899 г. он женился на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, а 1 января 1900 г. Агафангел, епископ Рижский и Митавский, рукополагает его в священный сан.

Местом священнического служения о.Михаила стал Гарьельский (Лаанеметса) приход Верроского (Выруского) благочиния. Он с большой энергией трудился на благо своего прихода: заботился о церковном пении, произносил прочувствованные проповеди, преподавал в школе, помогал бедным. В 1905 г. во время действий карательного отряда он берет под защиту невинно осужденных на смертную казнь.

20 февраля 1908 г. о.Михаил был переведен в Ниггенскую церковь (Ныо). Здесь он организует сбор средств в пользу храма, украшает его новой утварью. 7 декабря 1910 г. о. Михаил Блейве был назначен благочинным 1-го Юрьевского округа и несколько раз ездил в Ригу на съезды епархиального духовенства. С началом Первой мировой войны он проводит особые вечерние богослужения, дабы совершить сугубую молитву за ушедших на фронт, посещает и утешает плачущих матерей и жен.
  • 31 декабря
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойСвященномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.

Учился в Нижегородской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. 18 января 1895 года Троице-Сергиеву Лавру посетил протоиерей Иоанн Кронштадтский. Иван впервые увидел его и, по обыкновению, бывшему за службами отца Иоанна, причащался Святых Таин со многими студентами академии.

Он писал в дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум …это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел… За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума … сознавая о недостоинстве причащения, которое восполнить могла только молитва о. Иоанна…» (1, с. 200). В 1896 году Иван окончил Московскую Духовную Академию.

В 1897 году принял монашество. Преподавал в Смоленской, Минской и Уфимской духовных семина-риях, после чего был назначен ректором Олонецкой Духов-ной семинарии. Написал много трудов на темы библейских писаний.
  • 17 декабря
Святая княжна Кира ОболенскаяКира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции».
Святитель и чудотворец Иларион (Ананьев), митрополит Суздальский
  • 27 декабря
Святитель и чудотворец Иларион (Ананьев), митрополит Суздальский Иван Ананьев родился 26 (13) ноября 1631 года в Нижним Новгороде в священника. Родителей его звали Анания и Мелания. Отец-священник был очень начитанным и глубоко благочестивым человеком. Он заметил, что сын, еще совсем маленьким быстро обгонял в развитии своих сверстников и решил обучить его грамоте. Научившись читать, маленький Ваня уже к четырем годам прочитал все книги, которые давались в те времена детям при обучении: букварь, часослов и псалтырь.

В 1636 году, когда мальчику было всего 5 лет, умерла его мама, а спустя три года его отец, по благословению Патриарха Иосафа, ушёл в Спасский Козьмодемьянский монастырь на реке Юнге, за 50 верст вниз по Волге, взяв с собой сына. Там он принял монашеский постриг с именем Антоний. 

Детство и юность Ивана прошли в этом монастыре. Когда же ему исполнилось 16 лет, он, взяв у отца своего, иеромонаха Антония, благословение, пошел навестить своих родных в село Кириково. Родные же, с которыми юноша встретился, решили женить его, однако он долго не соглашался, видя для себя единственный путь - монашеский, но все-таки в конце уступил их уговорам и венчался с дочерью священника из соседнего села, которую звали Ксения. Ее брат Павел, будущий епископ Коломенский, подвизался в то время в Троицкой Балахнинской Пафнутьевой пустыни. 

Прошло всего полтора года, и семейная жизнь будущего святителя закончилась смертью молодой супруги. Молодой вдовец оплакал кончину жены и, посчитав. что это был знак Божий, вознамерился принять монашеский постриг, отвергнув категорически все советы родных жениться повторно.
 
Иван Ананьев был пострижен в монашество 11 декабря 1653 года, когда ему было 22 лет года с именем Иларион, а 12 марта 1654 года был рукоположен Епископом Павловом в иеродиакона и определен в Архиерейском дому ризничим. После ссылки епископа Павла в Новгородские пределы, Иларион немедля отправился во Флорищеву пустынь, которая находилась в поселке Фролищи Володарского района Нижегородской области, на холме, именуемом Флорищевой красной горой.

Флорищева-Успенская, мужская пустынь была основана в 1651 году старцем Мефодием, который увидев смирение и кротость блаженного Илариона, его благоразумие и всякое искусство, очень радовался и благодарил Бога за такого инока. По прибытию Илариона в пустынь было знамение, описанное в его житие: «На первоначально устроенную церковь предзнаменательно прилетевши три орла велики, сидели на верху оной, и по немногом часе возлетели на высоту безмерную, и тако скрылись от очей зрителей: что яве прообразовало на сем месте славу единаго Триипостатнаго Бога».

Через некоторое время об Иларионе узнал патриарх Никон, который 22 мая 1654 года посвятил его в сан иеромонаха, признав его «зело искусным в Священном Писании». После чего он возвратился с духовной радостью в свою Флорищеву Пустынь. Преподобный Иларион, приняв большой сан, а с ним новую силу и благодать, сделал более строгой свою иноческую жизнь: ежедневно исполнял священнослужение и правило келейное. «Он полагал поклонов земных с молитвою Иисусовою по тысящи; изнурял плоть свою постом и борением; чрез день или чрез два, а иногда и всю седмицу пребывал без пищи, многое имея сокрушение сердца и непрестанное воздыхание, а притом и для братии трудился, воду нося, дрова секий, и землю возделывая: в келии же всенощным бдением, псалмопением, преписыванием отеческих душеполезных книг и непрестанною молитвою к Богу восхождение в сердце своем полагаше» - сообщает нам житие святителя. 

И далее: «Такая строгая жизнь подвижников скоро стала известна по всей округе, всех и каждого возбуждала к прославлению Отца Небесного, и потому, со всех сторон потекли к преподобному ради душевной пользы, другие же, равняясь на него, поселялись в пустыни, а третьи, приняв пользу его учения, возвращались с благословением домой. Число подвижников начало умножаться и умножилось бы многократно, не разразись эпидемия чумы. От этой болезни скончались все монахи обители, в том числе и наставник Илариона схимонах Мефодий. Он в конце жизни своей наставлял ученика своего о терпении и вере. Просил Илариона не оставлять Флорищевой пустыни и напоминал ему прежние его обеты. Приводил в пример скорби праведных, предсказал Илариону, что он «сохранится от морового поветрия и тобою, рече, имать прославится место сие, и по нас имать собратися множество иноков, такмо потерпи ради Бога на месте сем неизсходно, и Бог поможет ти».
 
Преподобный Иларион, предав тела усопших погребению по долгу Христианскому, остался один, с единым Богом молитвою беседуя. Прожив некоторое время один, начал испытывать многочисленные дьявольские соблазны и страхи. Изнемогая духом, помянув написанное в Лествице: «яко горе единому, суще впадет в уныние, или сон, или разление, или отчаяние, и не будет его возставляющаго, а идете же два или три, собрани во имя мое, ту есмь аз во имя мое посреде их, глаголет Христос», ушел из Флорищевой пустыни в Нижегородские пределы за реку Оку, поселившись в пустыни, находящейся в 15-ти верстах от Лысковской веси. Прожив там некоторое время, претерпев много нужды и бедствия от духов злобы, вернулся во Флорищеву пустынь с монахом Ионою, который и до эпидемии жил во Флорищевой пустыни. Вернувшись, они поселились на прежнем своем месте и начали снова жизнь подвижническую.
 
Недолго в неизвестности было пребывание их, ибо любители благочестивой жизни вскоре узнали, что Флорищевское место вновь имеет подвижников. Потому, стекались со всех сторон слушать учение преподобного Илариона. Кто-то, подражая его жизни, оставался при нем. Преподобный же, принимая их, давал каждому усердное послушание, а некоторых постригал в иноческий чин. В то время пришел в обитель клирик Василий, поведавший когда-то преподобному про Флорищеву пустынь. Его преподобный принял любезно и, спустя некоторое время, облек в иноческий образ, переименовав вместо Василия Вениамином, и был тот инок искусен и в добродетели совершен.
 
Несмотря на то, что Флорищева пустынь находится далеко от мирских селений, и путь лесами самый трудный и сбивчивый, богомольцы отовсюду собирались и приходили в обитель. Потому, преподобный Иларион, чтобы богомольцы не блуждали, вместе с братией прочищал прямые дороги к селению, на реках и топких местах мостил мосты, которых сделал в разные стороны.
 
Потом соорудил три деревянные церкви: одну - во имя святой Троицы, другую - во имя успения Божьей Матери, третью - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, по случаю явления их преподобному на том месте, где ныне на святых вратах церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Во время строительства церквей много потерпел преподобный нужды, но Божья благодать не оставляла его. Господь по вере и терпению его, то сам невидимо подавал, то, посредством помогающих обители, все нужды восполнял и, во сне неоднократно являясь, утешал и даровал ему необходимое на строительство количество средств, мастеровые люди сами незваные наутро приходили на созидание церкви преподобных Зосимы и Савватия. Построив церкви, освятил их по благословению Патриарха Никона и, основав небольшую обитель, обнес ее деревянной оградой.
 
Когда в обители обосновалось достаточное число братии, преподобный Иларион решил построить новую большую Церковь во имя успения Божьей Матери, что и было сделано в 1660-м году. Прежняя старая Успенскую церковь была перенесена на другое место и переименована во имя святой Троицы. Иларион с монахами принимали самое активное участие в строительстве новой церкви, выполняя самую трудную работу. Когда они с мастеровыми людьми начали поднимать канатом бревна наверх, под их безмерной тяжестью новый пеньковый канат порвался. Мастеровые начали роптать на преподобного и уже хотели оставить строительство. Преподобный же, созвав всю братию и мастеровых, сотворил вместе с ними прилежное к Богу и к Пречистой Богородице молебное пение. После чего послал в город Вязники монаха для приобретения нового каната, где посыльный получил в дар от некоего боголюбивого человека пусть не новый, но крепкий канат из лыка. И оказался тот подержанный канат крепче нового. Построив храм, украсил его преподобный святыми иконами. То была церковь и светла, и велика, и высока, и с папертью, чтобы всем входящим в нее радоваться. Во время созидания храма явилась преподобному сама Владычица, и предрекла: «аз вся потребная обители твоей устрою, и к тому же оная не оскудеет».
 
В другое время, когда Преподобный скорбел при устроении первой деревянной церкви с приделом Преподобного Ефрема Сирина, явился ему Преподобный Сергий Радонежский в сонном видении: «вскую, Иларионе, сердце твое печалию уязвляши, не ведый Бога во благих тебе помогающа; тем, дерзая, дела имися, не оставлю тебе и аз посещая». И, пробудившись ото сна, вострепетал преподобный Иларион, ощутив в сердце своем великую радость, «тем же и о строении церкви благонадежно печалися, и Божий Промысл посылаше ему стран вся потребная к содержанию и церковному строению».
 
Настолько известной сделалась Флорищева пустынь, благодаря добродетельной и строгой жизни преподобного Илариона и его братии, повсюду прославлявших Отца Небесного, что не только простой народ, но и вельможи, и воеводы начали посещать ее, прося у подвижников молитв и благословения. Из таковых сановных мужей, бывший воеводой в городе Вязниках Иван Михайлович Языков часто посещал обитель вместе Гороховецким воеводой Петром Авраамовичем Лопухиным. Видя соблюдаемый в монастыре чин и дела, подвизавшихся в нем, возлюбили воеводы преподобного и его учеников так, что когда Языков прибыл в Москву, то немедля рассказал благочестивому Царю Федору Алексеевичу, благочестия ревнителю, об этой богоугодной жизни иноков и их наставника.
 
Благочестивый же Царь, услышав это, радуясь, что в его царствование обрелся столь богоугодный муж, пожелал видеть его лично, чтобы получить душевную пользу, для чего скоро призвал его к себе, с честью приняв Илариона в своих царских палатах. Преподобный же со смирением и страхом воздал Царю подобающую честь, как помазаннику Господню. По Царскому прошению благословил Его и поучил довольно о спасении душевном.
 
Царь Федор Алексеевич дважды посетил пустынь, приказал построить в ней каменную церковь и назначил Илариона архиепископом суздальским.

Когда же Царица Агафья Симоновна разрешилась Царевичем Ильей Федоровичем, Царь учинил преподобного Илариона быть восприемником от купели крещения сына своего Царевича. Избрал его себе духовным отцом и кумом. Обитель же его одарил многими царскими милостями, как-то: около пустыни и в других Царских местах лесом, рыбными ловлями, сенными покосами, хлебопашной землей, мельницами и солеварнями, утвердив это на вечное владение Царскими своими грамотами. Помимо всего прочего отправил Государь в обитель колокол в 120 пудов весом и много другого имущества.

Царское расположение и обильные дары превратили небольшую обитель, затерявшуюся в глухих Гороховецких лесах, в крупный монастырь, владевший богатым хозяйством и обширными угодьями в разных губерниях.
 
Основное каменное строительство, развершувшееся после приезда в пустынь Царя Федора Алексеевича в 1677 году, проводилось под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который к этому времени стал духовным наставником Царя. 

Благочестивый Царь Федор Алексеевич изволил посетить обитель преподобного во Флорищевой пустыни. Высочайшее Его шествие с Царицей и Царевнами и светлым Сигклитом проходило из города Москвы через Вязники, далее прямой дорогой, проложенной через лес. Эта дорога до сих пор видна и называется Царской. Преподобный, когда узнал, что Царь приближается к пустыни, приказал производить благовест в один колокол, а сам с братиею, облачившись в святые ризы, вышел на встречу Царю с честным крестом и с чудотворной иконой успения Пресвятой Богородицы. Когда же Царь подошел к Святым вратам обители, его встретили перезвоном всех колоколов. Какой же радостью все исполнились тогда! 

Благочестивому Царю пустынь пришлась по душе, как богонасажденный рай земной. Войдя на территорию обители, Царь рассматривал местоположение пустыни, удаленность ее от селений мирских, нищету и во всем крайнюю скудость. Когда же Царя одолели полчища комаров и мошек, что свойственно тем краям, тогда прослезился Царь и сказал: «О окаянный Аз! В коликой прохладе и веселии пребываю; сии же рабы Господа моего каковую нужду и скорбь ради любве Христовы претерпевают». Лицезрея соблюдаемый преподобным в церкви и на монастыре порядок, еще больше возлюбил того. Иларион же подарил Благочестивому Царю пустынный свой гостинец, льняные башмаки, искусно сплетенные, которые Царь принял, как величайший дар. И за этот подарок Благочестивый Государь повелел преподобному у себя в пустыни создать Церковь каменную, какую тот сам пожелает. На ее сооружение было выделено необходимое количество денег. Государь царским своим повелением указал, чтобы немедленно со всей округи предоставлено было потребное количество камней (на это имеется царская грамота), кирпича, извести, а также мастеровых людей, что и было исполнено. По завершении строительства храма Государь повелел возвестить себя, с чем и отбыл в царствующий град Москву.
 
В это же время, при первом Царском посещении, задумался преподобный о пахотной земле, чтобы выращивать на ней хлеб для пропитания братии. Узнав, что в дворцовой волости имеются неиспользуемые земли, спросил о них у Царя Федора Алексеевича, тогда Царь выделил ему всю Белогородскую волость с принадлежащими ей жителями (более двух тысяч дворов). Преподобный сказал, что вся волость – это слишком много, поэтому Царь даровал обители столько, сколько было необходимо, подтвердив это своей Царской грамотой.
 
В начале строительства каменной церкви, когда начали копать рвы для фундамента, были найдены два гроба с нетленными мощами схимонаха Мефодия и еще одного монаха, скончавшихся 28 лет назад во время эпидемии. Эти мощи были вновь погребены в строящейся церкви близ западных дверей, но где именно, достоверных свидетельств не имеется.
 
К концу зимы строительство церкви было завершено. Она была украшена великолепным иконным писанием, в том числе четырьмя иконами, созданным царским иконописцем Симоном Ушаковым:

1) Христа Спасителя у царских врат в позолоченной ризе;
2) Успения Божьей Матери подле Спасителя в позолоченной ризе, от которой приходящие с верою получали исцеление;
3) По левую сторону царских врат Кипрской Пресвятой Богородицы, унизанная по бархату жемчугом, а по сторонам обложенная серебром, с позолоченным венцом;
4) Владимирская Божья Матерь в святом алтаре за жертвенником с позолоченным венцом.
 
Когда Царю доложили о завершении строительства церкви, Государь с радостью пожертвовал от царской своей милости драгоценную церковную утварь: крест, Евангелие, сосуды, кадильницу, царскую порфиру, а сам обещал быть на освящении храма, что вскоре и исполнил. Царь вторично прибыл во Флорищеву пустынь со всей царской семьей и светлым Сигклитом. Храм во имя Успения Божьей Матери был освящен в присутствии Царя Преосвященным Симоном Митрополитом Смоленским 30 сентября 1681 года. После освящения храма Государь возвратился в царствующий град Москву, повелев преподобному Илариону, по завершению дел, предстать ко двору.
 
Когда настал срок преподобному отправиться в Москву, то он, провидя духом, что оттуда в обитель свою ему возвращения не будет, призвав ученика своего Иеромонаха Иринарха, вручил тому обитель в управление с полным упованием на Бога. Воздев вверх свои руки, благодарил Господа за его великие и несказанные милости. После чего, преклонив посреди церкви колени, долго молился Господу Богу и пречистой Его Матери со слезами, о чем свидетельствует летопись: «моляшеся о покровении св.обители и живущих в ней братии, и о приходящих в храм Божий, и с верою молящихся Божией Матере, еже получити грехов прощение и от всяких скорби и напастей и от духов нечистых одержимым освобождение, души и тела исцеление, и да сподобятся духовныя радости молитвами Богородицы». В той же молитве упоминал, как сама Божья Матерь обещала никогда не оставлять святой своей обители.
 
11 декабря 1681 года святой Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского.

В Суздальской епархии святитель Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор.
 
25 марта 1682 года получил белый клобук и сан митрополита.

Когда Преподобный Иларион прибыл в Москву, готовясь к смирению, при окончании правила, перед причащением, узрел наяву Николая Чудотворца, в келью к нему пришедшего и сосуд некий в руке держащего, исполненный благовонного мира, помазав которым преподобного, сказал: «отсель будеши Архиерей», после чего невидим стал, а от помазания же сего вся келья исполнилась ароматного благовония, которое обоняли и все тут бывавшие).
 
По принятии Архиерейства, преподобный Иларион начал прилагать еще больше рвения к проповеди слова Божьего, при помощи которого, при благочестивой своей жизни, многих пробудил ото сна греховного, многих обратил от нечестия к благочестию, а благочестивых побудил к большей, священнейшей ревности. От чего Царь Феодор Алексеевич еще более стал его любить, да так, что после смерти супруги своей, доверил Илариону избрать другую девицу себе в супружество. Преосвященный Иларион, провидя духом скорую Царя кончину, советовал ему некоторое время воздержаться от женитьбы, но Царь повелел избрать невесту, не откладывая. Итак, по повелению Цареву, Преосвященный Иларион, как истинный отец и послушник, вскоре избрал ему невесту: девицу, украшенную всеми достоинствами. Невеста была из рода Апраксиных по имени Марфа Матвеевна, по сочетании с которой, Царь во второбрачии жил только полтора месяца и, будучи украшен христианскими добродетелями, скончался в 1682 году на 21-м году от рождения; царствовал 6 лет и 6 месяцев. Во время его болезни Святитель Иларион пребывал при Царе неотступно, праведную или лучше сказать мирную его кончину удостоился зреть своими глазами.
 
Святитель Иларион, отдав последнюю дань Царю и своему благодетелю, возвратился к своей пастве в город Суздаль, где, оплакав кончину благочестивого Царя, начал с большим усердием проходить Архиерейскую свою должность.
 
После переезда Илариона из Флорищ в Суздаль, где он развернул активную строительную деятельность, строительство монастыря с 1682 года продолжил Иринарх. Но все постройки возводились под контролем Илариона, ставшего Суздальским митрополитом, а Троицкая церковь была построена и на его средства. За 20 лет Иларион сумел полностью отстроить монастырь и осуществить свой первоначальный замысел.
 
В 1699 году митрополитом Суздальским Иларионом торжественно были открыты мощи преподобной Ефвросинии Суздальской, которые до тех пор оставались под спудом.

В «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» Ананий Федоров пишет: «В лето от сотворения мира 7207, от воплощения же Бога Слова – 1699, месяца сентеврия, при державе благочестивейшаго самодержавнейшего великого государя императора Петра Великаго, самодержца Всероссийскаго, по благословлению святейшаго Адриана архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, правящу тогда в Суздале престол великия Церкве, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея рождества, преосвященному Илариону митрополиту Суждальскому и Юрьевскому, бысть благочествейшаго великаго монарха повеление и святейшаго патриарха благословение, дабы во граде Суждале в монастыри девичье Пресвятыя Богородицы, честныя Ее ризы положения, изыскав гроб преподобныя благоверныя великия княжны Евфросинии открыти и открыв освидельствовати, и сотворити память, яко же лепо святым». При открытии мощей совершились многие чудеса. Мощи были помещены в новую раку и поставлены для поклонения в Ризоположенском храме. Наличие великой святыни – открыто почивающих мощей преподобной Евфросинии – привлекло большое число богомольцев, и монастырь даже сделался более известен под названием «Преподобенского», нежели под своим настоящим именем.
 
Только в Суздале митрополит Иларион построил шесть храмов, а в округе — ещё тридцать.
 
«В день недельный» во время утрени Иларион так занемог, что уже не мог сам выйти из церкви, был перенесен сослужителями его в келью, где исповедался духовному отцу своему, «елеосвятився, и божественных таин – тела и крови Христовой причастився, и всем мир и благословение дав, успе о Господе 1707 года месяца Декабря 14-го дня, по болезни своей в 7-й день во время Святыя Литургии, в час Херувимской песни, прейде ко Господу, его же возлюбил, и служе от юности поработал усердно».

Умер 14 декабря 1707 года.

Кончина его была возвещена колоколом, по которому все жители города Суздаля и окрестностей, от мала до велика, стекались на двор Архиерейский и, входя в дом его, со слезами лобызали холодную десницу своего пастыря. Прикасающиеся с верою, получали избавление в своих недугах и болезнях. После продолжительного прощания, с подобающею честью тело Святителя Илариона вынесено было в соборную церковь, где стояло не погребенным 16 дней, после чего совершено было погребение Архимандритами, Игуменами и Протоиреями со всем почетом, при многочисленном собрании всякого чина и звания людей обоего пола. Тело его положено в Соборной Рождества Богородицы церкви. У его гробницы совершались чудеса и исцеления, около двадцати из них засвидетельствованы в древнем житии святителя.
 
Житие митрополита Илариона составлено его учениками, первое издание датируется 1868 годом.
 
Память 14/27 декабря в Соборе Владимирских Святых.
  • [0]