Религия России

- Агентство религиозных новостей. Новости религии


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: 102 года «великой» революции


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
УПЦ собирается разорвать общение с Элладской Церковью
УПЦ собирается разорвать общение с Элладской ЦерковьюНа ближайшем заседании Священного Синода Украинская Православная Церковь будет рассматривать вопрос о разрыве евхаристического общения с Элладской Православной Церковью. Причиной послужило беззаконное действие Элладской Церкви по признанию украинских раскольников Поместной Церковью, а их главаря Думенко - «митрополитом Киева и всей Украины».

«Выражаем сожаление в связи с этим решением, которое противоречит священным канонам и традиции Церкви, а также является большой ошибкой, которая наносит вред как Православию в Украине, так и Всеправославному единству. Данное решение является ножом в спину канонической Украинской Православной Церкви, которая все годы страдала от церковного раскола и продолжает страдать от раскольников и сегодня, отстаивая канонический порядок в...

Диверсия невиданной силы
Диверсия невиданной силыВпечатления от парламентских слушаний на тему «Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Законодательное регулирование»...

Вчера Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту провел парламентские слушания на тему: «Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Законодательное регулирование», сообщает сайт Комитета Госдумы. В рекомендациях слушаний содержится положение о разработке методического пособия с номерами телефонов, куда смогут обратиться пострадавшие от семейного насилия, передает ТАСС. «Министерству РФ по труду и социальной защите совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством внутренних дел РФ: разработать методическое пособие для...

Польская Православная Церковь считает невозможным предоставление автокефалии украинским раскольникам
Польская Православная Церковь считает невозможным предоставление автокефалии украинским раскольникам29 октября 2019 года прошло заседание Архиерейского Собора Польской Православной Церкви, который принял решение по так называемому «украинскому церковному вопросу». Собор категорически против предоставления автокефалии украинским раскольникам. Однако, следует отметить, что Польская Церковь все-таки не исключает возможности предоставления автокефалии канонической Украинской Православной Церкви.

Представляем вашему вниманию перевод той части решения Архиерейского Собора Епископов Польской Православной Церкви, выполненный редакцией religruss.info, которая непосредственно относится к вопросу предоставления так называемой автокефалии украинским раскольникам: Канцелярия Архиерейского Собора Епископов Святой Польской Автокефальной Православной Церкви публикует решение следующих епархий, входящих в состав ППЦ ...

Элладская Православная Церковь официально подтвердила признание украинских раскольников Поместной Церковью
Элладская Православная Церковь официально подтвердила признание украинских раскольников Поместной ЦерковьюУкраинские раскольники заявили о том, что Элладская Православная Церковь официально признала ее «автокефалию», выданную Константинополем. Текст письма архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима, направленного Думенко, в котором он поздравил СЦУ-ПУПЕЦ, мы публикуем ниже.

Письмо было отправлено после совместной службы Иеронима со Вселенским патриархом Варфоломеем в Салониках. В нем говорится, что архиепископ Иероним признает Думенко в качестве «митрополита Киевского и всея Украины». Из этого следует, что Элладская Православная Церковь вторая, после Фанара, официально признала украинских раскольников как еще одну Поместную Православную Церковь. Письмо «на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания 28 октября 2019 года ...

Публикации
  • 4 ноября
Дом, строящийся на песке31 октября 2019 года «Коммерсантъ» опубликовал статью «ВЦИОМ: большинство россиян сомневаются в народном единстве». Вот из неё некоторые выдержки: «Распределение респондентов, которые не видят единства, по городам: Москва и Санкт-Петербург - 59%; города-миллионники - 56%; города с населением 500-950 тыс. человек - 62%; города с населением 100-500 тыс. человек - 51%; города с населением до 100 тыс. человек - 50%; села - 54%.

На вопрос, почему они считают, что народного единства нет, большинство ответили: "каждый сам за себя” (30%), "народ живет в нищете” (21%) и "нет единой цели, идеи, патриотизма, сплоченности” (10%). Также люди объясняют это страхом власти, коррупцией. 5% считают, что государство "постаралось расколоть людей”... 

Ваше мнение
Считаете ли Вы критский собор еретическим?
Да, безусловно
Нет, не считаю
Святоотеческое
Слово на Покров Пресвятой Богородицы
Слово на Покров Пресвятой БогородицыПразднуем мы сегодня, братие и сестры о Господе, чудный Покров Божией Матери, распростертый над родом христианским, открывшийся чрез видение блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и ученика его Епифания в церкви Влахернской еще в начале Х века при нашествии в Царьград сарацин. И не только греки, но и вся Церковь Русская торжественно стала праздновать этот Покров повсюду. Земля Русская особенно считала себя «домом Богородицы», находящимся под покровом Ее и святых. Никто не видел явственно Покрова своими очами так, как преподобные Андрей и Епифаний, но все жили верою, что, Покровом этим охраняемая, созидается земля Русская. Самые иконы Пресвятой Богородицы, самые останки святых, мощи, лобызают верующие христиане с благоговением и любовью, веруя, что даже чрез лобызание или прикосновение к ним изводят они для себя оттуда источник исцелений, освящения, крепости и благословения.

Но вот эта вера не всеми разделяется, да и верующие не одинаково в ней всегда стоят. Начинают и у последних в некоторые часы, особенно когда они о чем-либо пламенно молили и, как им кажется, не получили, являться сомнения: да подлинно ли есть Покров Божией Матери и святых Божиих? Кто же из нас видел его своими очами или хотя бы ощущал как-либо следы его осенения? Не обман ли это только чувств людей мечтательных, не призрак ли их собственного воображения, созданный расстроенным умом? Так всегда неверие хочет обратить в призрак и обман всю святую веру с ее чудесами. Так и явления воскресшего Христа хотят люди неверующие обратить в призраки, виденные будто бы Марией Магдалиной и апостолами, пламенно ожидавшими воскресения. При этом не хотят вспомнить и знать, что Мария Магдалина и апостолы пламенно воскресения не ожидали, потому что о нем совсем и не помышляли: первая шла помазать Тело Умершего и, когда уже увидела воскресшего Христа, все еще принимала Его за виноградаря, вторые с разочарованием говорили:
Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста ГосподняКресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто по­вторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего.

На четыре стороны совершается это воздвижение в знак того, что Господь Крестом Своим искупил весь четверочинный мир: восток, запад, север и юг; и потом еще на восток – в знак искупления человека   пятичувственного, непрестанно согрешающего своими пятью (пятою) чувствами.

Что было началом это торжественного обряда? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Константина, первоначального Креста Господня, от которого по обретении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иерусалима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение. Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе восклицал: Господи, помилуй! Вот начало праздника Воздвиже­ния Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: Сим победиши – и другое при императо­ре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима.
  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Архив новостей
Ноябрь 2019 (10)
Октябрь 2019 (61)
Сентябрь 2019 (102)
Август 2019 (94)
Июль 2019 (100)
Июнь 2019 (96)
Евангелие от Матфея, глава 16:13 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:07-12 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:05-06 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:04 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 

  • 3 октября
Священномученик Николай (Искровский), пресвитер17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.

Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши - се­ле Ис­кров­ка - вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.

Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.

В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.


  • 1 октября
Священномученик Вениамин (Благонадеждин) Священномученик Вениамин родился 24 марта 1880 года в селе Опарино Константиновской волости Александровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ильи Благонадеждина. В 1904 году Вениамин Ильич окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в ВерхнеМахоловскую школу Серпуховского уезда Московской губернии. После этого он служил учителем в Старо-Голутвинской школе в городе Коломне и в Благовещенской школе в Дмитровском уезде Московской губернии. В 1906 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Чеково Небыловской волости Владимирского уезда Владимирской губернии, в котором он прослужил до своего ареста. Во времена гонений на Церковь от безбожной власти отец Вениамин несколько раз привлекался к судебной ответственности под предлогом неуплаты налогов.

В 1926 году он был привлечен в качестве свидетеля по делу епископа Афанасия (Сахарова), который был обвинен в произнесении антисоветских, контрреволюционных проповедей. Отвечая на вопросы следователя, отец Вениамин сказал: «26 ноября в престольный праздник святого Георгия я был старостой Ершовым и священником Ключаревым от имени церковноприходского совета церкви села Лыково приглашен для участия в богослужении: всенощной 25 ноября и литургии 26 ноября 1925 года. Ключарев мне говорил, что они просили епископа Афанасия приехать для архиерейского богослужения. Я в богослужении участвовал как за всенощной, так и за обедней, стоя на четвертом месте во время совершения епископом Афанасием службы. 

За вечерним богослужением 25 ноября старого стиля епископ Афанасий сказал проповедь, смысл которой в общих чертах сводится к следующему. Он Церковь разделил на два течения. Одно, которое держится старых форм вероучения, а другое – отделившееся с новыми формами, идущими вразрез со старыми, обрисовав обновленцев как фальшивую монету, ибо обновленцы так же молятся, так же крестятся, но на самом деле они церковной благодати лишены, как нарушители церковных канонов.
  • 30 сентября
Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков) и купец Павел ГаничевНастоятель монастыря архимандрит Павел, в миру Иван Яковлевич Моисеев, родился 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Грамоте обучался самостоятельно, по Псалтири. Любил читать жития святых, деревенских игр сторонился.

Решение принять монашество Иван принял в зрелом возрасте, когда уже минуло тридцать. Накануне Великого поста 19 марта 1880 г. Иван был определен послушником Павло-Обнорского монастыря, близ того места, где он родился и где бывал неоднократно.

Пройдя полугодовое послушание, 9 октября, в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери, он принял монашество с именем Павел. Через месяц, 16 ноября, его рукоположили во иеродиакона, а 24 июня 1881 года – во иеромонаха. В 1887 году по поручению епархиального начальства о.Павел полгода управлял Павло-Обнорским монастырем, был его казначеем. В 1890 году он оказался в Устюге, став сначала настоятелем Николаево-Прилуцкого монастыря, а затем благочинным монастырей Велико-Устюгского викариатства.

Много забот и стараний положил он на спасение вверенных ему насельников. 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвел иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. 13 марта 1902 года игумен Павел становится настоятелем Коряжемского Николаевского монастыря. Отныне и до смерти местом его служения будет эта обитель. Для братии, терпящей всякие нестроения, он стал крепкой нравственной опорой. Словом утешения, ободрением и вразумлением поддерживал каждого, и особенно слабых духом, помогал им приблизиться к Богу.

Декрет новой власти, отделивший Церковь от государства, обеспокоил о.Павла. 
Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта
  • 27 июля
Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспортаСемнадцатого июля 2019 года прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Глава Правительства Д.А. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.».

Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись».

Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Д. Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были защищены»).

Второй формой идентификатора наряду с пластиковой карточкой с чипом планируют сделать мобильное приложение к телефону. Как сказал зампредседателя Правительства М. Акимов, «для предъявления билета в аэропорту вам не надо будет носить этот документ, а надо будет предъявить приложение. Сразу будут видны ваши данные на устройстве оператора».

1) Дискриминация граждан

 По заявлению Д. Медведева, «у многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода». М. Акимов заявил, «в течение 2022 года завершим выдачу паспортов старого образца. Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять - в силу каких-то убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет до гробовой доски».

 Совершенно непонятно, почему это право будет предоставлено только гражданам, достигшим 45 лет?

Те самые убеждения, по которым лица старше 45 лиц, откажутся от электронных удостоверений личности, имеют и сотни тысяч более молодых людей. Чем человек 45 лет лучше человека 44 лет? Или 25 лет? Либо как поступать, если у человека старше 45 лет родился ребенок, которому родитель категорически отказывается получать электронный документ (цель выдачи электронных паспортов с рождения также была объявлена)?

Граждане отказываются от навязываемых им действий не в силу возраста, а по принципиальным убеждениям. Правительство дискриминирует своим решением граждан более молодого возраста и их детей.  Однако согласно статье 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Правительство грубо нарушает указанную статью Конституции РФ.

2) Отмена неприкосновенности частной жизни.  

В нарушение Конституции РФ и федеральных законов планируется принуждение лиц моложе 45 лет к электронным идентификаторам и оцифровке персональных  данных. Судя по заявлению Д. Медведева, планируется интеграция электронного паспорта с Единой биометрической системой, то есть принудительный сбор биометрических данных граждан. По имеющимся сообщениям, для выдачи паспорта нужно будет сдавать отпечатки пальцев и биометрическую фотографию. В результате эти чувствительные данные будут в доступе для третьих лиц (операторов данных, хакеров и т.п.).

Такие планы Правительства представляют собой грубейшее нарушение статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).

3) Грубое нарушение прав верующих

Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру-идентификатору, которым становится СНИЛС.

Многократно чиновники заявляли, что номер СНИЛС, который по ФЗ РФ от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ...» используется при предоставлении любых госуслуг, якобы не присваивается личности. Однако это ложь. По заявлению Д. Медведева введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить... создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора».

Именно по номеру-идентификатору электронного паспорта система будет опознавать человека.

Как отмечено в заявлении зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе от 19.07.2019, «Появление электронных паспортов может грозить россиянам неограниченным сбором персональных данных. Сбор и концентрация данных обо всех сторонах жизни людей создают угрозу их использования против этих же граждан, тогда как для церкви важны свобода человека и обеспечение неприкосновенности его частной жизни». 

В. Кипшидзе отметил, что электронные данные могут быть использованы против россиян, поскольку их проще собирать, чем бумажные. «Русская православная церковь никогда не выступала против развития новых технологий. Но церковь всегда свидетельствовала о том, что права всех людей, верующих и неверующих, должны быть учтены, и к ним следует относиться с уважением и безо всякой дискриминации».

Отсутствие альтернативы для православных граждан - грубое нарушение статьи 28 Конституции РФ о праве граждан иметь свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Реформа Правительства полностью лишит граждан, отказавшихся в силу статьи 28 Конституции от электронных удостоверений личности, возможности реализовывать свои права.  

По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»).

4) Нарушение Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и Стратегии развития информационного общества в РФ.  

В «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.13 г. № 1699-р) прямо сказано, что в основе введения электронного удостоверения личности лежит принцип «соблюдения религиозных прав и свобод верующих» (пункт 18 раздела III).  Однако такие права грубо попираются Правительством, поскольку для верующих не предусмотрено альтернативы в виде традиционного бумажного паспорта.

В указанной Концепции Д. Медведев ссылался на Стратегию информационного общества как на основание реформы по введению электронных паспортов.

Однако в аналогичной, более поздней, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) имеются нормы, которым прямо противоречит реформа Правительства. Согласно пункту 3 Стратегии основными принципами являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»). 

В пункте 40 Стратегии предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий»  (подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».  

Однако задуманная Правительством реформа предполагает принудительный перевод граждан моложе 45 лет на электронные идентификаторы, что грубейшим образом нарушает вышеприведенные положения Стратегии.

5) Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина в обход федерального закона

Как показано выше, электронные паспорта ограничивают конституционные права граждан.

Однако формально-юридически любое ограничение прав граждан по статье 55 Конституции РФ возможно только на основании   федеральных законов  и в четко установленных случаях.

Что делает Правительство для реализации своего проекта? Проводит манипуляцию: лоббирует законопроект, который содержит рамочные нормы о передаче Правительству абсолютно любых полномочий по вопросам удостоверения личности. Речь о ПФЗ № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле»). 

Этот ПФЗ содержит передает Правительству право определять любые допустимые формы удостоверения личности, в т.ч. электронные, и их состав (пп. 1, 2 ст. 14.4). При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2).

Приведенные положения развязывают Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (чипов, меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения). Неопределенность нормы согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе основание для признания ее антиконституционной.

Описанная манипуляция нужна Правительству для упрощенной реализации своего антиконституционного проекта в обход Думы. Дума должна лишь одобрить передачу Правительству права на ограничение конституционных прав граждан. Чиновники из Правительства думают, что так они получат право решить любые вопросы идентификации граждан «по закону». Однако такой подход антиконституционен.

Следует напомнить, что именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). С ПФЗ о «цифровом профиле» ситуация с передачей неограниченных полномочий Правительству еще хуже.

Правительство не имеет права вводить новые идентификаторы личности в обход полноценного федерального закона, который отрегулирует все детали удостоверения и обеспечит права граждан, которые отказываются от электронных идентификаторов по своим убеждениям.

6) Умаление достоинства личности (статьи 21 Конституции РФ) и нарушение права на имя

Номерная идентификация граждан по электронному паспорту приведет к нарушению права на имя.

Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя..., иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина.

На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности.

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Проект, предполагающий электронную номерную идентификацию граждан, нарушает решения Нюрнбергского трибунала, неотчуждаемое право человека на имя, умаляет человеческое достоинство.

Правительство планирует принудительный сбор биометрических данных для наполнения электронного паспорта. Для многих граждан это - абсолютно неприемлемая, унижающая процедура. Такой процедуре подвергают, как правило, преступников для обеспечения слежки и предотвращения рецидивов. Идентификация граждан по биометрическим параметрам равноценна превращению человека (субъекта) в объект, идентифицируемый по штрих-коду подобно товару в магазине. Такая процедура должна быть квалифицирована как умаление достоинства человека и нарушение ст. 21 Конституции РФ.

7) Проект Правительства противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152)

Внедрение электронного паспорта как идентификатора доступа ко всем сведениям о гражданине позволит объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую электронный паспорт (как инструмент доступа ко всем сведениям) отменит.

8) Проект Правительства грубо противоречит ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210-ФЗ)

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «заявители имеют право на ... получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: ...обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».

Проект Правительства предполагает принуждение любых граждан моложе 45 лет к электронной форме взаимодействия и оказания государственных услуг. Однако для бумажной формы государственных услуг необходимо бессрочное сохранение бумажного документа, удостоверяющего личность (бумажный паспорт).

9) Проект Правительства абсолютно игнорирует позицию Русской Православной Церкви

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Однако проект Правительства приведет к повсеместному принуждению граждан моложе 45 лет к электронному идентификатору и к автоматизированной обработке персональных данных граждан, поскольку иная при электронных паспортах будет вымещена.

10) Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2014 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).

Тем не менее, Правительство лоббирует проект, который предусматривает прямо противоположное.

11) Провокация преступности и угроза нацбезопасности

Планируется, что электронный паспорт будет существовать и в форме карточки с чипом, и в форме приложения на мобильном телефоне.

По словам М. Акимова, «будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать».

 Такое заявление, мягко говоря, наивно, а с учетом уровня чиновника - опасно для общества. Любое электронное устройство и мобильное приложение можно взломать, о чем свидетельствуют и профессионалы в кибернетической сфере, и нормативная база, и сама практика.

В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,... увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее». 

СМИ постоянно сотрясают новости о взломах как частных, так и государственных электронных информационных систем. Буквально недавно Россия обсуждала мошенническую продажу квартиры при использовании электронного заявления. У депутатов хватило понимания необходимости введения законодательной защиты от подобных операций, и 18.07.19 во втором чтении принят законопроект № 728232-7, согласно статье 36.2. которого «Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа   на бумажном (!) носителе  посредством личного обращения или почтового отправления ...». На бумажном носителе! Это единственный способ реально обеспечить права граждан.

А Правительство нас принуждает к полному переводу средств идентификации и всех персональных данных в электронный вид. Такое регулирование приведет к тотальной беззащитности граждан как в имущественной, так и в личной сфере,  а также к росту мошенничества. Случаи мошенничества через взломы электронных «паспортов»- идентификаторов станут повсеместными.

Кроме того, формирование полной базы данных на все население с доступом к нему по номеру-идентификатору создает беспрецедентные возможности для преступников и для  геополитических и потенциальных противников нашего государства.

В связи с вышеизложенным требуем отклонить проект Правительства РФ о введении электронного удостоверения личности и обеспечить права граждан любого возраста на бумажную форму документа, удостоверяющего личность, бессрочно.


Подготовил подполковник юстиции Владимир Николаев