Религия России

- Агентство религиозных новостей. Новости религии


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: 102 года «великой» революции


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
УПЦ собирается разорвать общение с Элладской Церковью
УПЦ собирается разорвать общение с Элладской ЦерковьюНа ближайшем заседании Священного Синода Украинская Православная Церковь будет рассматривать вопрос о разрыве евхаристического общения с Элладской Православной Церковью. Причиной послужило беззаконное действие Элладской Церкви по признанию украинских раскольников Поместной Церковью, а их главаря Думенко - «митрополитом Киева и всей Украины».

«Выражаем сожаление в связи с этим решением, которое противоречит священным канонам и традиции Церкви, а также является большой ошибкой, которая наносит вред как Православию в Украине, так и Всеправославному единству. Данное решение является ножом в спину канонической Украинской Православной Церкви, которая все годы страдала от церковного раскола и продолжает страдать от раскольников и сегодня, отстаивая канонический порядок в...

Диверсия невиданной силы
Диверсия невиданной силыВпечатления от парламентских слушаний на тему «Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Законодательное регулирование»...

Вчера Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту провел парламентские слушания на тему: «Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Законодательное регулирование», сообщает сайт Комитета Госдумы. В рекомендациях слушаний содержится положение о разработке методического пособия с номерами телефонов, куда смогут обратиться пострадавшие от семейного насилия, передает ТАСС. «Министерству РФ по труду и социальной защите совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством внутренних дел РФ: разработать методическое пособие для...

Польская Православная Церковь считает невозможным предоставление автокефалии украинским раскольникам
Польская Православная Церковь считает невозможным предоставление автокефалии украинским раскольникам29 октября 2019 года прошло заседание Архиерейского Собора Польской Православной Церкви, который принял решение по так называемому «украинскому церковному вопросу». Собор категорически против предоставления автокефалии украинским раскольникам. Однако, следует отметить, что Польская Церковь все-таки не исключает возможности предоставления автокефалии канонической Украинской Православной Церкви.

Представляем вашему вниманию перевод той части решения Архиерейского Собора Епископов Польской Православной Церкви, выполненный редакцией religruss.info, которая непосредственно относится к вопросу предоставления так называемой автокефалии украинским раскольникам: Канцелярия Архиерейского Собора Епископов Святой Польской Автокефальной Православной Церкви публикует решение следующих епархий, входящих в состав ППЦ ...

Элладская Православная Церковь официально подтвердила признание украинских раскольников Поместной Церковью
Элладская Православная Церковь официально подтвердила признание украинских раскольников Поместной ЦерковьюУкраинские раскольники заявили о том, что Элладская Православная Церковь официально признала ее «автокефалию», выданную Константинополем. Текст письма архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима, направленного Думенко, в котором он поздравил СЦУ-ПУПЕЦ, мы публикуем ниже.

Письмо было отправлено после совместной службы Иеронима со Вселенским патриархом Варфоломеем в Салониках. В нем говорится, что архиепископ Иероним признает Думенко в качестве «митрополита Киевского и всея Украины». Из этого следует, что Элладская Православная Церковь вторая, после Фанара, официально признала украинских раскольников как еще одну Поместную Православную Церковь. Письмо «на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания 28 октября 2019 года ...

Публикации
  • 4 ноября
Дом, строящийся на песке31 октября 2019 года «Коммерсантъ» опубликовал статью «ВЦИОМ: большинство россиян сомневаются в народном единстве». Вот из неё некоторые выдержки: «Распределение респондентов, которые не видят единства, по городам: Москва и Санкт-Петербург - 59%; города-миллионники - 56%; города с населением 500-950 тыс. человек - 62%; города с населением 100-500 тыс. человек - 51%; города с населением до 100 тыс. человек - 50%; села - 54%.

На вопрос, почему они считают, что народного единства нет, большинство ответили: "каждый сам за себя” (30%), "народ живет в нищете” (21%) и "нет единой цели, идеи, патриотизма, сплоченности” (10%). Также люди объясняют это страхом власти, коррупцией. 5% считают, что государство "постаралось расколоть людей”... 

Ваше мнение
Считаете ли Вы критский собор еретическим?
Да, безусловно
Нет, не считаю
Святоотеческое
Слово на Покров Пресвятой Богородицы
Слово на Покров Пресвятой БогородицыПразднуем мы сегодня, братие и сестры о Господе, чудный Покров Божией Матери, распростертый над родом христианским, открывшийся чрез видение блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и ученика его Епифания в церкви Влахернской еще в начале Х века при нашествии в Царьград сарацин. И не только греки, но и вся Церковь Русская торжественно стала праздновать этот Покров повсюду. Земля Русская особенно считала себя «домом Богородицы», находящимся под покровом Ее и святых. Никто не видел явственно Покрова своими очами так, как преподобные Андрей и Епифаний, но все жили верою, что, Покровом этим охраняемая, созидается земля Русская. Самые иконы Пресвятой Богородицы, самые останки святых, мощи, лобызают верующие христиане с благоговением и любовью, веруя, что даже чрез лобызание или прикосновение к ним изводят они для себя оттуда источник исцелений, освящения, крепости и благословения.

Но вот эта вера не всеми разделяется, да и верующие не одинаково в ней всегда стоят. Начинают и у последних в некоторые часы, особенно когда они о чем-либо пламенно молили и, как им кажется, не получили, являться сомнения: да подлинно ли есть Покров Божией Матери и святых Божиих? Кто же из нас видел его своими очами или хотя бы ощущал как-либо следы его осенения? Не обман ли это только чувств людей мечтательных, не призрак ли их собственного воображения, созданный расстроенным умом? Так всегда неверие хочет обратить в призрак и обман всю святую веру с ее чудесами. Так и явления воскресшего Христа хотят люди неверующие обратить в призраки, виденные будто бы Марией Магдалиной и апостолами, пламенно ожидавшими воскресения. При этом не хотят вспомнить и знать, что Мария Магдалина и апостолы пламенно воскресения не ожидали, потому что о нем совсем и не помышляли: первая шла помазать Тело Умершего и, когда уже увидела воскресшего Христа, все еще принимала Его за виноградаря, вторые с разочарованием говорили:
Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста ГосподняКресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто по­вторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего.

На четыре стороны совершается это воздвижение в знак того, что Господь Крестом Своим искупил весь четверочинный мир: восток, запад, север и юг; и потом еще на восток – в знак искупления человека   пятичувственного, непрестанно согрешающего своими пятью (пятою) чувствами.

Что было началом это торжественного обряда? Началом его было обретение царицей Еленой, матерью царя Константина, первоначального Креста Господня, от которого по обретении совершилось чудо воскрешения мертвеца и который хотел видеть весь народ, собравшийся во множестве из Иерусалима и окрестных мест, чтобы воздать ему благоговейное поклонение. Тогда народ, видя его на возвышенном месте в руках патриарха Макария, воздвигавшего его на все четыре стороны, поклонялся и многократно в умилении и ужасе восклицал: Господи, помилуй! Вот начало праздника Воздвиже­ния Креста. При этом воспоминаются и чудесные явления креста на небе: одно царю Константину и воинству его с надписанием кругом его: Сим победиши – и другое при императо­ре Констанции и святом епископе Кирилле Иерусалимском в лучезарном сиянии, виденное всеми жителями Иерусалима.
  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Архив новостей
Ноябрь 2019 (10)
Октябрь 2019 (61)
Сентябрь 2019 (102)
Август 2019 (94)
Июль 2019 (100)
Июнь 2019 (96)
Евангелие от Матфея, глава 16:13 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:07-12 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:05-06 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 16:04 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 

  • 3 октября
Священномученик Николай (Искровский), пресвитер17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.

Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши - се­ле Ис­кров­ка - вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.

Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.

В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.


  • 1 октября
Священномученик Вениамин (Благонадеждин) Священномученик Вениамин родился 24 марта 1880 года в селе Опарино Константиновской волости Александровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ильи Благонадеждина. В 1904 году Вениамин Ильич окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в ВерхнеМахоловскую школу Серпуховского уезда Московской губернии. После этого он служил учителем в Старо-Голутвинской школе в городе Коломне и в Благовещенской школе в Дмитровском уезде Московской губернии. В 1906 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Чеково Небыловской волости Владимирского уезда Владимирской губернии, в котором он прослужил до своего ареста. Во времена гонений на Церковь от безбожной власти отец Вениамин несколько раз привлекался к судебной ответственности под предлогом неуплаты налогов.

В 1926 году он был привлечен в качестве свидетеля по делу епископа Афанасия (Сахарова), который был обвинен в произнесении антисоветских, контрреволюционных проповедей. Отвечая на вопросы следователя, отец Вениамин сказал: «26 ноября в престольный праздник святого Георгия я был старостой Ершовым и священником Ключаревым от имени церковноприходского совета церкви села Лыково приглашен для участия в богослужении: всенощной 25 ноября и литургии 26 ноября 1925 года. Ключарев мне говорил, что они просили епископа Афанасия приехать для архиерейского богослужения. Я в богослужении участвовал как за всенощной, так и за обедней, стоя на четвертом месте во время совершения епископом Афанасием службы. 

За вечерним богослужением 25 ноября старого стиля епископ Афанасий сказал проповедь, смысл которой в общих чертах сводится к следующему. Он Церковь разделил на два течения. Одно, которое держится старых форм вероучения, а другое – отделившееся с новыми формами, идущими вразрез со старыми, обрисовав обновленцев как фальшивую монету, ибо обновленцы так же молятся, так же крестятся, но на самом деле они церковной благодати лишены, как нарушители церковных канонов.
  • 30 сентября
Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков) и купец Павел ГаничевНастоятель монастыря архимандрит Павел, в миру Иван Яковлевич Моисеев, родился 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Грамоте обучался самостоятельно, по Псалтири. Любил читать жития святых, деревенских игр сторонился.

Решение принять монашество Иван принял в зрелом возрасте, когда уже минуло тридцать. Накануне Великого поста 19 марта 1880 г. Иван был определен послушником Павло-Обнорского монастыря, близ того места, где он родился и где бывал неоднократно.

Пройдя полугодовое послушание, 9 октября, в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери, он принял монашество с именем Павел. Через месяц, 16 ноября, его рукоположили во иеродиакона, а 24 июня 1881 года – во иеромонаха. В 1887 году по поручению епархиального начальства о.Павел полгода управлял Павло-Обнорским монастырем, был его казначеем. В 1890 году он оказался в Устюге, став сначала настоятелем Николаево-Прилуцкого монастыря, а затем благочинным монастырей Велико-Устюгского викариатства.

Много забот и стараний положил он на спасение вверенных ему насельников. 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвел иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. 13 марта 1902 года игумен Павел становится настоятелем Коряжемского Николаевского монастыря. Отныне и до смерти местом его служения будет эта обитель. Для братии, терпящей всякие нестроения, он стал крепкой нравственной опорой. Словом утешения, ободрением и вразумлением поддерживал каждого, и особенно слабых духом, помогал им приблизиться к Богу.

Декрет новой власти, отделивший Церковь от государства, обеспокоил о.Павла. 
Беседа в Неделю Ваий
  • 21 апреля
Беседа в Неделю ВаийВерные! Празднуя ныне Царское пришествие, боголепно встретим Царя. Время уже перестать спать. Возвысим ум к Богу, не угасим духа, светло возжем светильники наши, переменим одеяние души, будем держать вайи, как победители; с народом воскликнем, как народ; с детьми восхвалим, как дети: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21: 9)! Вот пришел, вот явился, вот предстал Царь! Снова Он входит в Иерусалим, снова приготовляется Крест, снова раздирается Адамово рукописание, снова отверзается рай, снова разбойник водворяется, снова Церковь ликует, снова злобная синагога вдовеет, снова демоны посрамляются, снова иудеи неистовствуют, снова верные спасаются. Все участвует в празднике, все прославляет Владыку. Небеса радуются, горы играют. Реки, восплещите (ср. Пс. 97: 8), притеките, возопийте, видя, как слова пророческие становятся делами. Холмы, отзовитесь! Младенцы, воспойте! Ученики, провозвестите! Священники, возглагольте! Богословы, прославьте! Живущие в Сионе, изыдите навстречу! Народы, соберитесь! Небесное, земное, преисподнее, всякий чин и возраст да стечется. Ибо грядет Тот, Кто хочет облагодетельствовать всех. Явился Тот, Кто хочет помиловать всех. Дарующий радость всем, будучи Богом, соделался человеком, и явился на земле, и жил с людьми (Варух. 3: 38 по LXX). С рабами – Владыка, с должниками – Удовлетворитель долгов, с погибшими – Спаситель, с осужденными – Освободитель, с отчаянными – Надежда, с лежащими долу – Восстание, с жестокими – Милосердный, с беглецами – Праведный, с виновными – Невинный, с грешниками – Безгрешный, с неблагодарными – обильно Дарующий всем!

Видишь ли, возлюбленный, тайну настоящего торжества? Видишь ли чудеса нынешнего дня? Вчера праздновала Вифания: ныне вся Церковь наслаждалась Божественным пришествием. Вчера Господь даровал другому – [Лазарю] жизнь: ныне Он Сам грядет на смерть. Вчера восстал четверодневный: ныне предстает трехдневный – [Сам Христос]. Он воскресил Лазаря четверодневным для того, чтобы предуверить в общем воскресении естества нашего, состоящего из четырех стихий. Но там хлопочет Марфа, представляющая собою образ законного служения; а здесь сидит при ногах Господа Мария, изображающая собою любовь и приверженность к Нему Церкви. И Тот, Кто за шесть дней до Пасхи, даровавши сестрам единственного у двух их брата, умершего всеми пятью чувствами, четверодневного Лазаря, повелевает разрешить узы его, – Сам ныне грядет на то, чтобы быть связанным. И грядет Он не с гордостью, не с шумом, не окружаемый видимо силами, началами и властями, не на высоком и превознесенном престоле сидящий (ср. Ис. 6), не какими-либо крыльями и колесами огнеобразными и многоочитыми прикрываясь, не трубами, знамениями и чудесами поражая всех, но скрываясь в человеческом естестве; ибо это – пришествие человеколюбия, а не правосудия, сниисхождения, а не наказания. Является Он не в славе Отца, но в уничижении Матери, каковое явление издалека предрек нам чудный Захария, и, приглашая тварь к радости, воззвал к Иерусалиму так: Ликуй от радости, дщерь Сиона (Зах. 9: 9). Этим же гласом воспользовался и Гавриил, говоря Деве: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1: 28). И Сам Спаситель, по воскресении из мертвых, сказал женам: радуйтесь! (Мф. 28: 9), дабы ты понял древний глас, слышанный Евой: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16); Господь возопил к женам: радуйтесь! – как и Захария проповедал, говоря: Ликуй от радости, дщерь Сиона, веселись, дщерь Иерусалима (Зах. 9: 9 по LXX). Что же говорит Сиону? Се Царь твой грядет к тебе (Зах. 9: 9). Каким образом? Ты сказал о пришествии, скажи и об образе. С колесницами ли, с войском ли пешим и конным и с прочею пышностью царской? Нет, ответствует. Как же? Воссев на подъяремника и молодого осленка (Зах. 9: 9 по LXX). Что ты говоришь? Царь садится на осла и, таким образом, бесславит Себя? Точно, – ответствует! Ибо Он приходит не с пышностью, как другие. Но как? В образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание и как агнец незлобивый, ведомый на жертву, так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном сидя, научает людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (ср. Лк. 1: 52–53), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он-то и есть жезл, произросший из корня Иессеева (см. Ис. 11: 1), – Он, Кому, навстречу вышедши сегодня, еврейские дети предносят масличные ветви как Милостивому и вайями прославляют как Победителя смерти, говоря: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11: 9). Ибо что говорит Евангелист? И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу (Лк. 19: 29–31). Ученики слово Слова приводят в действие: привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Иисус воссел поверх их (см. Мф. 21: 6–7).

Противолежащее селение есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была «против» Бога и далека от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к этому селению, когда, воплотившись, Он соделался с нами Бог (Ис. 8: 10; Мф. 1: 23), тогда Он и посылает двух учеников, то есть два Завета, привести к Нему два народа – ветхую ослицу, состарившуюся синагогу, и нового осленка, еще не наученный народ, – язычников. Слова противолежащее селение обозначают и то, что Господь послал освободить от наказания и призвать к небу и того (Адама), который поселен был «против» рая сладости, и видя которого, наконец, спасаемым, древние пророки, апостолы и священнопроповедники священнолепно выходят навстречу [Господу], Нисшедшему с горней высоты на вольное страдание в Сионе, и богоглаголивыми голосами своими, как бы одушевленными масличными ветвями, выражают похвальную песнь: благословен Грядущий во имя Господне!

Что ты говоришь, [евангелист]? Видишь Сидящего на жалком осле, и восклицаешь: осанна в вышних! (Мк. 11: 10)?! Видишь зрак раба, а говоришь: во имя Господне (Мк. 11: 10), Бог Господь (ср. Пс. 117: 27)?! «Точно так, – ответствует. – На осле сидит Он, и – не отлучается от лона Отчего; детьми восхваляется, и на высоте – от серафимов богословствуется; в Иерусалим входит, но и горнего Иерусалима не оставил».

И Иоанн видит также Его, и идет навстречу, и вопиет: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин. 1: 29). И другой [говорит]: вот Бог наш, вот Господь Сам приидет и спасет нас (Ис. 35: 4 по LXX), – чрез Которого отверзлись сегодня очи слепых. Один взывает на восток ко Господу: вот муж, Восток имя Ему (Зах. 6: 12 по LXX); а другой обращается с повелением к западу: готовьте путь Шествующему на запад, – Господь имя Ему (Пс. 67: 5 по LXX). Один говорит: поднимись, север (Песн. 4: 16 по LXX), а другой взывает: воздвиг юг (Пс. 77: 26 по LXX). Соединив же все это, и ясно указуя на Крест, Давид созывает проповедников от востока, и запада, и севера, и моря. Иеремия поет, как бы перстом указывая язычникам на Грядущего: Сей есть Бог наш, нет другого, как Он. Он исследовал весь путь премудрости… Посем Он явился на земле, и жил с людьми (Варух. 3: 36, 38 по LXX). Один говорит Иерусалиму: радуйся и веселись, дочь Сиона (ср. Зах. 9: 9 по LXX), а другой повелевает детям: хвалите, отроки, Господа (Пс. 112: 1 по LXX), – и дети отвечают: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21: 9)! Песнословец, услышав их, взывает к Владыке: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8: 3). Господь же повелевает народам: пустите детей приходить ко Мне (Мк. 10: 14).

Прекрасно дети последовали голосу Елизаветы, которая сказала Деве и Богородице: благословен плод чрева Твоего (Лк. 1: 42); а дети Рожденному от Нее (Девы) восклицают: благословен Грядущий во имя Господне, Бог Господь!

Грядущий откуда? С неба или от Девы, грядущий и происходящий. Грядущий куда? На страдание. Во имя Господне, то есть во имя Отца, как и Сам Христос сказал: Я исшел от Отца… и иду к Отцу (Ин. 16: 28).

Слышишь ли догмат богословский из yст детей неопытных в слове? Дети по самой природе узнали Владыку твари, а отцы их оказались невеждами; те прославили как Бога, а эти распяли как врага; те воспевают: осанна, а эти кричат: да будет распят (Мф. 27: 22). Юный и еще необразованный возраст мудрствует, а называющие себя мудрыми обезумели (ср. Рим. 1: 22). Дети подостлали свои одежды, а отцы Его одежды разделили. Те обнажаются от своих одежд, совлекают их, прообразуя наготу синагоги, вместе же внушая и нам, совлекшись ветхого человека (Кол. 3: 9), покориться Христу; а эти об одежде Его метали жребий. Дети принимают Христа с вайями, а отцы их идут к Нему с оружием и дрекольями; те благословляют, а эти хулят; те приняли как овцы – Пастыря, а эти растерзали как волки – Агнца. Странно и неестественно было видеть зрелище: грудных младенцев, на руках матерей сосущих молоко и произносящих Владычнее учение Рожденному от Девы Богу, возглашающих первое [свое] слово Богу Слову и говорящих: «осанна, – то есть „спаси", – Сущий в вышних»! Кто научил вас, дети? Кто умудрил? Кто наставил вас в слове, когда еще время слова [для вас] не наступило?

Пусть придет сюда неблагодарный иудей, пусть предстанет неверная синагога. Скажи, иудей, не о грядущем ли Христе возвестили нам все пророки? – «Точно, – ответствует. – Сомнение только в том, пришел Он или еще нет?» Но посмотрим достоинство Грядущего, и тогда узнаем, пришел ли Он или нет. Богом или простым человеком ты называешь Грядущего? – «Простым человеком». Подобным ли Давиду, или [называешь так] самого Давида? – «Подобным Давиду». О, мудрец злобы! О, несмысленный сердцем! Почему же сам Давид называет Грядущего Господом от Господа? Как и ты только что слышал от своих детей, воспевающих: благословен Грядущий во имя Господне, Бог – Господь, и явился нам (Пс. 117: 26–27 по LXX; Мф. 21: 9); и еще: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1); и еще: воцарился Господь над народами (Пс. 46: 9 по LXX); и: Скажите народам, что Господь воцарился (Пс. 95: 10 по LXX). «Кто же этот Царь?» [вопрошает иудей]. – Послушай, что говорит о вас Исаия: и пожелают, дабы огнем сожжены были (Ис. 9: 5 по LXX). Для чего это, Пророк? – Ибо Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9: 6 по LXX). Что же скажешь, иудей? Вот, пророки ясно провозгласили Грядущего Богом!

Схватывает слово еретик1 и говорит: «вот, Воплотившегося от Девы ты ясно исповедуешь Богом; почему же не исповедуешь как Бога умершим и страждущим, если, конечно, вы действительно говорите, что Один и Тот же и родился, и распялся, и умер?» О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лк. 24: 25). Слушайте, убедитесь и устыдитесь. Единосущное Слово Отца, соединившись на земле с сущностью Матери, желая восстановить древний образ, потемненный грехом, соделалось Человеком, сохранив высоту Божества [даже и] в уничижении человечества и не превратив [Свое] бесстрастное Божество в страстное, но и не отнимая [последствий] греха от согрешившей природы, дабы наше спасение не соделалось бесчестием Его и наше возвышение нe оказалось падением Его. Проклят, говорит Писание, всяк, висящий на древе (Гал. 3: 13), и всякий, кто имеет надежду на простого человека. Человек не имел сил спасти нас. В таком случае Moисей ли или кто-либо из пророков должен был бы умереть за нас? [Нет, ибо] все находились под грехом. Посему мы имели нужду в Боге безгрешном, воплотившемся и плотью претерпевшем за нас смерть: поэтому Бесплотный воплощается, чтобы то, что для Него было невозможно по Божеству [пострадать], возымел по человечеству. Слово [по Божественному естеству] соприсутствовало [в страдании], но не сострадало: Оно было вместе повешено, но не приняло гвоздей в Свою природу, было спогребаемо, но не умирало; душа отделялась, но Слово нисколько не отстояло от тела. Отсюда ад поражен снисхождением туда Божественной души: снисходя во ад, Он возвестил и душам во аде. Во гробе же Божественное тело не видело тления: ибо Слово было нераздельно от Собственной плоти, которая, нигде не оставаясь лишенной Божества, не пребывала одним лишь таким телом, как у каждого из нас. Впрочем, хотя разумная наша [человеческая] природа соединена была с Ипостасью Слова, однако не была уравнена [с Божеством]: как будет уравнено Предвечное с временным? Или как подначальное уподобится Безначальному?

Поэтому ты и видишь Его ныне на осленке, однако, [именно] как человека: ибо Он вырос и воспитан, проливал слезы и преклонял колена по закону нашего естества. Воплотившийся Бог Слово не отрекся непреложных страстей нашей природы: иначе Он ранее отрекся бы ее самой (человеческой природы). Не спит на корабле Бог Слово: не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120: 4); но спит плоть наша, в которую облачилось Божие Слово. He алчет и не утруждается от пути Божественная природа, как говорит Исаия: Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, не взалчет и не утрудится (Ис. 40: 28 по LXX). Итак, каким образом Он алчет? Плотью нашей. Как страдает? Плотью нашей. Как проливает слезы? Плотью нашей. Как умерщвлен? Плотью, но ожил духом. Как колеблет землю? Божеством Отца. Как попирает ад? Божеством не нашим. Как Он говорит: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30)? Вышним, предвечным рождением. Как: Отец Мой более Меня (Ин. 14: 28)? Земным рождением от Девы. Как: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14: 9)? В несозданной природе Слова. Как: Я ничего не могу творить Сам от Себя (Ин. 5: 30)? Что же? Разве Слово бессильно у Отца? Избегай арианского безумия!2 Что значит изречение: прославь Меня Ты, Отче (Ин. 17: 5)? Тело Слова. Кто говорит: Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14: 10)? Тот, Кто в теле есть Слово. Кто это: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8: 58)? Тот, Кто во плоти есть Слово Божие. Что значит: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2: 7)? Воплощение Слова во времени: ибо не был одним [лицом] Рожденный прежде денницы от Отца и другим [лицом] Воплотившийся от Матери в Вифлееме. Хотя Павел Самосатский пренебрегает этим3, но Павел Тарсийский4 убеждает в сем. Когда апостол Павел [в отношении Христа] обозначает образ Божий во образе раба, [он] взывает: Сей, будучи сияние славы (Евр. 1: 3); а когда обозначает различие соединенной в Слове плоти, то говорит: Бог воскресил Господа (1Кор. 6: 14) для того, чтобы, показав различие обоих образов в теле, поразить и Манеса мечтателя5 и Павла (Самосатского) человекопочитателя6. Что же говоришь ты, новый манихей и поборник его неистовства? Ты не позволяешь называть тела природой7? Там ты трепещешь от страха, где не было страха (ср. Пс. 13: 5 по LXX). Ты не усрамился и Владыки, сказавшего во время страсти: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26: 41). Если бодр, то какой образ Христа – немощный? Какая плоть – немощна? Конечно, [же плоть] немощного Адама. Как же, преклонив колена, Он молится? И как, будучи Богом, молится Богу? Если Он равен Отцу (как и действительно равен), то Он молится не по Божеству, а как человек. Имею власть отдать… жизнь Мою… и власть имею опять принять ее (Ин. 10: 17–18). Имеющий власть как [станет] молиться другому о помощи? Он говорит: разрушьте храм сей, то есть плоть Мою, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2: 19): каким же образом воздвигающий Церковь Свою восстановляется с Церковью? Если Он Сам спас Себя, то совершенно не нуждается в Том, Кто Его пробудит [от смерти]. Слушая о некотором страдании тела Божия, ты, видимо, боишься поклониться и приобщиться простой твари: я же содрогаюсь того, чтобы не сказать, что Божество (Божественное естество) пострадало и умерло, и обесчестить все таинство Троицы8. Если Слово пострадало, а Отец – бесстрастной природы, то не совершенно ли иная сущность – у Слова и иная – у Бога Отца? Если же одна сущность – Отца, Слова и Святого Духа, а пострадало Слово Божие во плоти, то и Отец и Дух Святой – совершенно [такой же] страстной и смертной сущности [что и Слово]. Если сострадало с плотью [по Божеству] и Слово, то совершенно и умерло; а если умерло [по природе], то как сокрушило ад? Как воскресило мертвых? Окажется же и [по природе] мертвым, совершенно отделившись от живого Отца. A если так, то уже не Троица на небе во время страсти, но двоица, ожидающая, чтобы Слово было воскрешено Отцом и взошло на небо. О, несказанная дерзость! Какой змей соблазнил богоборцев, делающих Творца слабее создания, объявить Бесстрастного страстным? Не стыдишься ли ты, еретик, говорить, что Солнце Правды соделалось страстным в Собственном теле?..

Но бесстыдный иудей говорит: «мы убили не Бога, а человека». С первого слова уместно сказать этому иудею: умолкни, перестань (Мк. 4: 39), положи преграждение устам твоим. Ты отринул закон, избил пророков: ужели не краснеешь пред Давидом, говорящим о Христе: Из чрева прежде денницы… родил Меня горний Отец (Пс. 109: 3 по LXX); и опять: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2: 7)? Один и Тот же Христос имеет два рождения – одно от Отца без времени, а другое от Матери без семени. Когда Он говорит: Хребет Мой Я предал на раны и ланиты Мои на заушения (Ис. 50: 6 по LXX), – то сии (хребет и ланиты) принял Он от Марии из рода Иудова, и что Он принял от Иуды, то передал иудеям для биения и заушения; а что Он имеет по естеству, как Бог, того человек не может увидеть… и остаться в живых (Исх. 33: 20).

Однако иудей снова возражает словами Пророка: и мы видели Его… нет в Нем ни вида, ни красоты (Ис. 53: 2 по LXX). Но, безрассудный, видишь ли опять, что написано о Нем: Прекраснейший из сынов человеческих! (Пс. 44: 3)? Если же ты спросишь: какой Бог может быть недавним? – то спрошу тебя и я: какого человека имя пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов, и сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю (Пс. 71: 5, 6 по LXX)? Может быть, ты опять спросишь: какой Бог продается за тридцать сребреников? Спрошу тебя и я: какого человека кровь искупила и освятила целый мир? Если же тебя соблазняет то, что видишь Его сегодня сидящим на осленке, то почему, неразумный, ты не говоришь вместе с этим и о том, как дети, не будучи научены, узнали Его и восклицали: благословен Грядущий во имя Господне! A что Седящий на осляти, как человек, есть Господь и Бог, для уверения в этом да предстанет мне твой, и вместе не твой, Давид, повествующий о твоих детях, и о Прославленном ими да скажет, кто есть Сей Богословимый; тот Давид, который как бы стоит против осленка и говорит: «Ты, седящий на горнем престоле и на земном жребяти, Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось выше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы погубить врага и мстителя (Пс. 8: 2) – диавола. Ты, сидящий на подъяремном, как человек, – истинный Бог; и мы небеса, дела перстов Твоих (Пс. 8: 4 по LXX). Ты, седящий на осленке, луну и звезды… основал… умалил человека малым чем пред Ангелами… (Пс. 8: 4, 6 по LXX); подъяв человека и вознеся превыше всякого начала и власти, славою и честью увенчал его (Пс. 8: 6). Зримый на подъяремном, Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой (Пс. 44: 7), потому что Ты воспринял образ раба, – помазал Тебя не елеем помазания, но Духом Святым, Который и есть елей радости» (ср. Пс. 44: 8). Посему-то и говорила родившая Тебя Дева: возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, когда Дух Святой осенил Ее (Лк. 1: 47).

А ты, верующий слушатель, смотри, как Пресвятая Дева приветствовала Сына Своего и Бога. «Так, – говорит Она, – Бог Мой – по Божественной сущности Своей; Сын Moй – пo восприятой Им от Меня сущности. Ибо Я родила миру не простого человека, но Бога воплотившегося: и достоверный свидетель сего есть печать девства Моего. Не обесчещивай, человек, одеяние, которое Бог воспринял от Меня, дабы тебе не оскорбить Облекшегося этой [одеждой]. Не поноси скинии9, потому что она, воистину, сшита без рук, устроена для Поселившегося в ней. Не отделяй света от телесного светильника Моего, чтобы тебе злостно не погасить воссиявшее миру Солнце, и без человека соделавшееся человеком. Ибо Я не познала человека, хотя и познала Бога, соделавшегося во Мне человеком».

Вот тебе, вернейшее и священнейшее стадо Христово, похвала настоящего праздника: ликуй! Вот тебе – Божественное и чистое учение Церкви: веселись! Дано тебе духовное оружие: сражайся с волками стада. Научи не богохульствовать. Наставь сражаться за истину. Покажи, что нива Христовой Церкви нашей чиста от всяких плевел. Если ты, быв связан узами заблуждений или противных учений, подобен некоему Лазарю, то ныне услышь от Слова повеление тебе: гряди вон (Ин. 11: 43), будь разрешен [от пелен], восстань! Если же ты – ученик, и способен учить, то ступай, отвяжи и приведи ко Христу осленка и ослят – многих связанных заблуждением и находящихся в стране противоположной селению веры. Если некоторые противоречат и пытаются препятствовать освобождению воспитанных во зле, говоря: зачем отвязываешь осленка? (Мк. 11: 5) и подобно тем, которые даже слепым запрещали кричать (см. Мф. 20: 31), то скажи и ты: он надобен Господу (Лк. 19: 31). Господь разрешает окованных; Господь умудряет слепых (Пс. 145: 7 по LXX), ибо когда [слепцы] узнали о приближении Солнца Правды, то добровольно начали кричать Ему: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20: 31). Дивные и преславные чудеса! Слепые прозревают, а зрячие иудеи слепнут: те Господом исповедуют [Иисуса Христа], а эти – спрашивают: кто Сей'? Ибо Евангелист повествует: народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? (Мф. 21: 9–10). Видел ты страшную тайну Царя? Сидящий на осленке потрясает город, и Пригвождаемый ко Кресту колеблет вселенную, чтобы ты познал, что Он пришел потрясти и сокрушить многобожное идольское заблуждение.

Посмотри же на неведомую тайну совершившегося через Него Домостроительства. Когда Он во аде потрясал тамошнее заключение, и вышние силы восклицали к дольним: князья, поднимете врата ваши (Пс. 23: 9 по LXX), то на этот призыв враждебные силы с ужасом воскликнули: Кто сей Царь славы? (Пс. 23: 10). Пребывающие в земном Иерусалиме [также] вопрошают: Кто сей Царь славы? И видя Его восходящим в Горний Иерусалим с телом, умные (ангельские) силы, никогда не видавшие Его [ранее], по причине [Его] бестелесности, дивясь странному образу восхождения, в недоумении вопрошают друг друга: «кто этот Пришедший (Ис. 63: 1 по LXX) в теле в бестелесные страны?» Удивления же достойно, что спрашивают: «кто есть Идущий?» [именно] те царские силы, которые, при земном рождении Его, восклицали и славословили: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14)! От каковых сил хорошо научились богословствовать еврейские дети, которые ныне взывают, по сказанию евангелиста Луки: осанна! благословен… Грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (Лк. 19: 38). И было видно в Сионе как бы взаимное приветствие небесных и земных. Горние говорят: слава в вышних Богу, и на земле мир; дольние отвечают: мир на небесах и слава в вышних! Ангелы сказали: на земле мир!; люди воскликнули: мир на небесах! Почему? – потому что явился Тот, Кто всем вопиет: мир вам (Лк. 24: 36), о чем Пророк молился: Господи, Боже наш! даруй нам мир (Ис. 26: 12 по LXX), то есть пошли Сына Твоего Единородного, чтобы Ты через Него примирился с нами, видя, что наша природа через Него соединилась с Тобой. Созерцая такой мир, небесные силы воззвали: слава в вышних Богу, и на земле мир, то есть полное примирение Бога с враждующими; каковое примирение познали и дети, восклицавшие: осанна, мир на небесах и слава в вышних! Ибо некогда враждебное ныне соделалось братским: небесные и земные приносят небесному и земному Христу единое исповедание Богом и поклонение. Посему-то горние и повелевают дольним приносить такое поклонение: да… поклонятся пред Ним все племена народов (Пс. 21: 28 по LXX); а дольние ответствуют горним: Поклонитесь Ему, все Ангелы Его! (Пс. 96: 7 по LXX). Давид же к тем и другим взывает: Да возвеселятся небеса и да радуется земля (Пс. 95: 11 по LXX). Дети отвечали: осанна, благословен Грядущий во имя Господне!

С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося вайи не в руках только, но и в душе: и, убелив душу паче снега, изгоним из нее всякую мертвенность древнего одеяния (ср. Быт. 3: 21), отринем всякую гордыню и превозношение. Вот, Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с воинством, но сидя на бедном и малом осленке, научая тебя восходить не на коне и муле, у которых нет разума (ср. Пс. 31: 9 по LXX). Итак, соединимся и мы в смирении, чтобы собраться со Христом. С ангелами восхвалим, с детьми прославим, с Вифанией взыграем, с Лазарем восстанем от мертвых дел, с обитателями Сиона составим хоры, с прозревшими слепцами будем вопить, с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим. Подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни вайи масличные, посредством милостыни и милосердия расстелем самих себя по Пути, говорящему: Я есмь путь (Ин. 14: 6), чтобы и нам через Heгo обрести милость от Heгo и вместе с Ним войти в горний Иерусалим, – дабы войти в великое это святилище всем вместе, и идущим впереди и идущим [за ними] вослед. Идущие впереди – [входящие сюда] в третий час, а последующие – в одиннадцатый час. Шествующие впереди – [входят] чрез дела, а идущие вослед – посредством намерения. Всем же – и следующим и грядущим последовать за Христом [надлежит], царствуя вместе с Ним, и наслаждаясь вечными благами, воссылать славу и честь Ему, купно с Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и всегда, и во все веки веков. Аминь.


Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский. 

_____________________________
Примечания

1. Святитель Софроний вступает здесь в полемику с монофизитской ересью, осужденной на IV Вселенском Соборе (451). Православное богословие исповедует во Христе две совершенные природы – Божественную и человеческую, в то время как монофизитское богословие ложно утверждает в Нем лишь одну природу. Во Христе это – с точки зрения монофизитов – или же только одна Божественная природа (крайнее монофизитское учение Евтихия), или же одна сложная природа, осуществившаяся в момент Боговоплощения из двух природ и при этом обладающая природными характеристиками как Божества, так и человечества (умеренная монофизитская позиция: так думал, например, Севир Антиохийский); причем Божество и человечество во Христе при данном монофизитском «умеренном» подходе могут различаться в Нем лишь «в умозрении», условно. Святитель Софроний полемизирует здесь с «умеренной» монофизитской позицией и показывает, что при подобном допущении во Христе лишь одной природы, содержащей в себе качества как Божественные, так и человеческие, неизбежно последуют недопустимые суждения об образе Крестного Страдания Господа: ложное допущение, что Он пострадал и умер не только как человек, но и как Бог – по Своему Божеству. А ведь Божественная природа страдать и умереть не может. При этом святитель Софроний, настойчиво утверждая во Христе две природы – Божественную и человеческую, – в доказательство своей правоты приводит многочисленные фрагменты из Священного Писания, показывающие, что Господь Иисус Христос жил и действовал и как совершенный Бог, и как совершенный человек. Вместе с тем святитель Софроний говорит и о том, что Господь, восприняв в Воплощении нашу природу, именно как способную страдать и умереть, то есть как несущую на себе последствия грехопадения Адама, в то же время не воспринял сам прародительский грех; Спаситель оставался в Своей земной жизни абсолютно безгрешным и не способным согрешить.
2. Святитель Софроний подчеркивает, что говорить о превосходстве Бога Отца над Христом допустимо лишь в отношении человеческой природы Господа, а отнюдь не в отношении Его Божественной природы. Да, по Своему человечеству Спаситель, конечно же, «меньше» Отца, в то время как по Своему Божеству Он Ему абсолютно равен. Монофизиты же, с которыми здесь полемизирует святитель Софроний, смешивая во Христе обе Его природы – Божество и человечество – и превращая их в одну природу, тем самым уничижают Божественное достоинство Христа и делают Его (посредством подобного умаления Божества Сына Божия) меньшим, чем Бог Отец, не только по человечеству, но и по Его Божественной природе. Подобное допущение, что Господь Иисус Христос по Своему Божеству (а не по человеческой природе, полноту которой в Нем и отрицают монофизиты) обладает меньшим могуществом, чем Бог Отец, есть, по убеждению святителя Софрония, новое возрождение некогда осужденной Церковью арианской ереси. Арианство – это триадологическая (то есть содержащая неправославное учение о Пресвятой Троице) ересь IV столетия, называемая так по имени александрийского пресвитера Ария (ок. 260–336). Основная ложная мысль арианства заключается в утверждении божественного неравенства между Лицами Пресвятой Троицы: Богом в собственном смысле слова является лишь Отец. Арий учил, что Сын и Святой Дух – сотворены и могут именоваться Богом лишь условно, по дару той благодати, которой они наделены Отцом. Отличный от Отца по своей Сущности Сын сотворен по воле Отца «из ничего» – как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью; Святой Дух сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для Сына инструментом в деле творения вселенной. Арианская ересь была осуждена на I Вселенском Соборе в 325 году в Никее и на II Вселенском Соборе в 381 году в Константинополе. В противовес ей Православная Церковь сформулировала богословское утверждение о том, что Бог Сын единосущен Богу Отцу, то есть абсолютно равен Ему по Божеству.
3. Святитель Софроний подчеркивает, что хотя во Христе и существуют две природы – Божество и человечество, – но вместе с тем Он является одним Лицом, единой Ипостасью. И предвечно рожденное от Отца Слово, и рожденный от Девы Младенец Христос есть Один и Тот же Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. В связи с этим святитель Софроний припоминает имя учившего совершенно иначе, чем это делает Православная Церковь, древнего еретика Павла Самосатского. Павел Самосатский – еретик III столетия, представитель так называемого «динамизма». Динамисты считали, что Слово, Логос – это абсолютно безличная природная сила Бога, которая соединилась с избранным для этого обычным человеком – Иисусом. Логос сошел на Иисуса, подобно тому как прежде он сходил на пророков, – правда, по отношению ко Христу это произошло в значительно большей полноте, чем в Ветхом Завете. Тем самым для динамистов Христос был лишь простым человеком, однако все же рожденным от Девы и наделенным «добродетелью» – особой, преимущественной обожествленностью. В этом учении христианство по сути переставало быть христианством: ведь здесь отрицалось Божественное достоинство Христа. По учению динамистов, при крещении Христа, как простого человека, все же произошло некое его усыновление – с Ним соединился Логос, однако не существенно, а неким «соприкосновением», «движением дружбы». Логос обитал в этом Христе как в храме, отчасти его обожествляя «по преуспеянию» и достигая с ним единства, однако по-прежнему оставаясь по отношению к нему чуждой, иной природой, иным бытием, абсолютно иным по отношению к его человеческой индивидуальности.
4. То есть апостол Павел, родиной которого, как известно, был город Тарс (см. Деян. 9: 11).
5. Манес или Мани (III век) – основатель религиозного движения манихейства. В склонности к манихейским заблуждениям святитель Софроний будет и далее обвинять своих оппонентов – еретиков-монофизитов. Манихейство (по имени основателя – Мани) – дуалистическое учение, возникшее в конце III века на Ближнем Востоке и представлявшее собой «синтез» зоpоастpизма, хpистианства и гностицизма. Вместе с тем манихейство также может рассматриваться и как отдельная религия. Манихейство утверждало существование в мире двух равносильных божественных начал: доброго и злого. Борьба между этими началами, с точки зрения манихеев, определяет все происходящее во вселенной. Манихеи провозглашали необходимость освобождения духа от оков всего материального, как непременного атрибута мирового зла.
6. Святитель Софроний вновь напоминает, что Павел Самосатский ложно считал Иисуса Христа лишь простым человеком, которому мы воздаем почитание только как тому из людей, с которым Логос соединился отнюдь не существенно, но «движением дружбы».
7. Как уже указывалось, злое начало в мире во многом отождествлялось манихеями именно с материальным началом мироздания, а значит, и с человеческой телесностью. Манихеи презирали человеческую плоть. Именно поэтому христианское учение о том, что Бог спас мир посредством Домостроительства Своего Воплощения, как восприятия Им человеческого естества, а значит, и людской телесности, представлялось манихеям неприемлемым. С точки зрения святителя Софрония, монофизиты, умалявшие человеческую природу во Христе, в том числе и Его телесность, и даже отказывавшие этому естеству в Господе в праве называться «природой», по сути проявляли подобное же гнушение нашим человеческим естеством, каковое было свойственно и для манихеев.
8. Далее в своем рассуждении святитель Софроний как бы исходит из логики монофизитов, доводя ее до крайности и абсурда. Если допустить, что во Христе существует только одна природа, образовавшаяся в миг Его Воплощения из двух природ – из Божества и человечества, – то получится, что с этого самого момента у Него уже не было Его прежней Божественной природы: той природы, которая являлась в Нем ранее общей с Отцом и Духом. Ведь отныне среди сущностных характеристик этой новой и единственной природы Слова будут присутствовать, например, такие свойства (которых у Отца и у Духа, конечно же, нет), как способность пострадать или как смертность. И если это так, то получается, что Сын с момента Своего Воплощения – по отношению к Отцу и Духу – обладает совершенно иной, чем Они, природой: а это неизбежно вносит раскол в бытие Пресвятой Троицы. Вместе с тем, если – доходя до крайностей богословского еретического абсурда – все же допустить, что у Отца, Сына и Святого Духа с момента Воплощения Слова по-прежнему существует единая и общая природа, то в Них обязательно обнаружатся и такие новоприобретенные Сыном в Его Вочеловечении свойства, как страстность и смертность. И тогда окажется, что отныне и Отец и Дух, так же как и Сын, могут страшиться, мучиться, распинаться и умирать на кресте. Но подобное допущение, с православной догматической точки зрения, это, конечно же, страшное еретическое заблуждение.
9. Ветхозаветная скиния – переносная палатка, в которой находились главные ветхозаветные святыни, прежде всего Ковчег Завета со скрижалями дарованного Богом Моисею на Синае Закона. Скиния в Ветхом Завете являлась особым местом Божественного присутствия, именовалась «домом Божиим» (ср. Суд. 18: 31). Здесь же, в проповеди святителя Софрония, с ветхозаветной скинией сравнивается чрево Богоматери – как тот дом, то жилище, в котором обитал до Своего Рождества воплотившийся Бог.