Русь-Инфо

- Агентство статической информации.


mobile-версияИнформационное агентство религиозных новостей

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЗОР ОБЩЕСТВЕНГОГО МНЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - RELIGRUSS.RU


главная тема: Для Татарстанского митрополита мусульманский праздник символизирует подвиг веры и доверия Всевышнему


главная | новости | тема | библиотека | ответы на вопросы | контакты

Недавние события
Тотальный контроль в российских школах - не за горами
Тотальный контроль в российских школах - не за горамиРоссийские школы взяли курс на тотальную слежку за учениками, как это уже практикуется сегодня в Китае, где "большой брат" ежеминутно следит за всеми действиями детей: от их прихода в школу, пребывания на уроках и до того момента, как они отправятся домой. Как, когда, где был, с кем общался? Все эти сведения находятся в открытом доступе для учителей, а также передаются родителям. Вскоре подобная ситуация может стать обычной и у нас...

Как сообщает пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области - министра образования Московской области Ольги Забраловой, уже в нынешнем сентябре в сельские школы Московской области поступит современное цифровое оборудование. «В рамках реализации федерального проекта  ...

В Китае биометрические камеры следят: правильно ли люди выкидывают мусор
В Китае биометрические камеры следят: правильно ли люди выкидывают мусорСтало известно, что в Китае начали устанавливать камеры слежения с системой распознавания лиц в мусорные баки для того, чтобы распознавать нерадивых людей, выкидывающих мусор не в тот бак, а затем их штрафовать...

Сегодня с развитием технологий все больше городов оснащают камерами с системой распознавания лиц. С одной стороны это обеспечивает безопасность людей. С другой же при всех положительных моментах, это в той или иной степени вторжение в частную жизнь. И пока в западных странах разгораются все новые и новые дискуссии по этому поводу, власти Китая продолжают повсеместно устанавливать камеры с системой распознавания лиц. И совсем недавно они стали оборудовать такими камерами мусорные баки.

Суд установил, что прокуратура противозаконно уклоняется от правовой оценки прохасидских манипуляций главы Перми Дмитрия Самойлова
 Суд установил, что прокуратура противозаконно уклоняется от правовой оценки прохасидских манипуляций главы Перми Дмитрия СамойловаЛенинский районный суд Перми признал незаконными действия прокуратуры, уклонившейся от рассмотрения отмены публичных слушаний по строительству в центре Перми хасидской синагоги. Таков основной вывод судебного решения судьи Татьяны Евдокимовой, изготовленного и выданного сегодня (1 августа).

Напомним, в феврале глава Перми Дмитрий Самойлов за сутки до их окончания неожиданно отменил публичные слушания по строительству синагоги ультраортодоксальной еврейской секты «ХаБаД Любавич» рядом с Дворцом культуры железнодорожников. Это было сделано вследствие того, что абсолютное большинство пермяков (согласно опросам) возмутились проталкиванием этой стройки и бесплатной передачей муниципальной земли еврейским фундаменталистам, и проигрыш хасидов на слушаниях был очевиден. Как выяснилось в судебном заседании Самойлов отменил ...

Откуда берутся деньги на русский «майдан»
Откуда берутся деньги на русский «майдан»Через счета членов ФБК Алексея Навального в 2017-2018 годах прошло более миллиарда рублей, причём эти деньги могли поступать из-за рубежа от третьих лиц, сообщает интернет-издание «Проект» (группа независимых журналистов, специализирующихся на расследованиях коррупции, в том числе - среди представителей органов власти) со ссылкой на оказавшиеся в распоряжении редакции материалы доследственной проверки МВД.

По данным издания, Следственный комитет России в ближайшее время может возбудить уголовное дело в отношении руководства ФБК по подозрению в отмывании денежных средств и неуплате налогов. Подлинность материалов проверки «Проекту» подтвердил источник, близкий к руководству силовых структур, а официальный представитель СКР Светлана Петренко от ...

Публикации
  • 10 августа
Организатор балагана в храме признался, что это было ошибкойВ прошлом году, ради привлечения широких масс, в католическом соборе Нориджа был установлен карнавальный шатер. Данное решение было принято куратором собора Энди Брайантом, после посещения им Сикстинской капеллы в Риме.

Чтобы привлечь посетителей и позволить им лучше взглянуть на художественные работы здания, Брайант инициировал установку балагана посреди храма. Однако теперь он называет свое решение большой «ошибкой». Брайант считал, что людям не видно резьбу по камню и витражи в соборе: «У нас одна из величайших коллекций средневековых боссов в Северной Европе», - говорит он. - «Проблема в том, что они так высоко, что у большинства людей никогда не было шанса по-настоящему оценить их». Поэтому, не долго думая, латиняне установили карнавальный шатер внутри храма, дабы со смотровой площадки, расположенной ...

Ваше мнение
Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?
Нет, это невозможно
Не вижу смысла
Абсолютно глупо
Все новшества - ересь
Святоотеческое
Святой князь Владимир – креститель русских
Святой князь Владимир – креститель русскихНаши братья русские празднуют сегодня свой праздник. Они славят великого и святого мужа, почившего в Господе 917 лет назад…

Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.

Думаю, что все южные славяне, а сербы прежде всего, должны сердцем и душой принять участие в этом праздновании наших русских братьев. Ибо совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?

Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному? 
Святые отцы о Николае II
Святые отцы о Николае IIПреподобный Серафим Саровский:
«Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит... »

Преподобный Алексий Голосеевский:
«Боже мой, Боже мой! Много изменников окружают Царя... Много прольется христианской крови.»

Преподобный Корнилий Крыпецкий:
«Не будет у нас Царя, сменят его на плохого хозяина. За это народ будет наказан на три поколения.»

Преподобный Нектарий Оптинский:
«1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся его Семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет велико-мученик».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду... Как Равноапостольный царь Константин Он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю-царей, глубоко почитая друзей Его - святых Его, Он подает всем православным пример искреннего благочестия...»

Преподобный Анатолий Оптинский (младший):
«Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия! Судьба Царя - судьба России. 
  • 7 декабря

  • [0]
Авторизация
Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Архив новостей
Август 2019 (28)
Июль 2019 (99)
Июнь 2019 (96)
Май 2019 (97)
Апрель 2019 (99)
Март 2019 (104)
Евангелие от Матфея, глава 13:07 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 13:04-06 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 13:03 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
Евангелие от Матфея, глава 13:01-02 с толкованием блаж.Феофилакта Болгарского
Выйдя же в тот день из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу

Толкование на Евангелие от Матфея

Блаж. Феофилакт Болгарский 
  • 8 августа
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи НикомидийскиеЧестной пресвитер Ермолай и его сострадальцы – священномученики Ермипп и Ермократ были иереями святой никомидийской церкви; они являли собою остаток от тех 20 000 мучеников, сожженных Максимианом в церкви, память которых совершается 28 декабря.

Эти три служителя Господня скрывались из боязни язычников в различных местах, но при этом, где только представлялся удобный случай, они поучали язычников святой вере и обращали ко Христу.

Так святой Ермолай, увидев Пантелеимона врача, обратил его в христианство после богодухновенной беседы.

Когда же Пантелеимон взят был на мучения нечестивым царем Максимианом и был спрошен, от кого научился христианской вере, то святой, не будучи в состоянии солгать, открыл им святого христианского пресвитера Ермолая. И тотчас взяты были святой Ермолай и сослужители его рабы Христовы Ермипп и Ермократ и приведены на нечестивое судилище.

На допросе они мужественно исповедали Христа Бога истинного, похулили скверных идолов и их поклонников; за это, приговоренные мучителями к смертной казни, они скончали жизнь мечным посечением.

Более подробно о их страданиях сообщается в житии святого великомученика Пантелеимона под 27 числом (имеется в виду 27 июля/9 августа - прим.ред. religruss.info).

Кондак священномученику Ермолаю, глас 4:

  • 2 августа
Священномученик Александр (Архангельский), протоиерейБудущий священник Александр Архангельский родился в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии 1 февраля 1874 года в семье псаломщика Николая Никаноровича и Анны Ионовны Архангельских. Примечательно, что в этом же селе в 1882 году родился другой будущий священновомученик – Михаил Богословский. Крещение младенца в Троицком храме села Сошки совершилсвященник Петр Хрисанфов.

По окончании в 1896 году Тамбовской духовной семинарии, Александр Николаевич служил псаломщиком в храмах Тамбова. Тогда же он познакомился с будущей супругой – Екатериной Капитоновной Алексеевой, дочерью протоиерея. Семья у тестя, отца Капитона, была большая и благочестивая; все сыновья впоследствии выбрали священническое служение.

В Тамбове тяжело заболела его жена, ее поместили в земскую больницу, и Александр Николаевич взял в качестве помощницы по дому глухую девочку-сироту. Однажды он вместе с девочкой отправился навестить жену. Проезжая по улице, они увидели, что несут Казанскую икону Божией Матери.

Александр Николаевич велел кучеру остановиться и, подойдя к людям, которые несли икону, попросил, чтобы разрешили понести икону больной девочке. Они разрешили. После того как был отслужен молебен о здравии, Александр Николаевич с девочкой поехали дальше; когда они проезжали через мост, разразилась гроза. Девочка стала испуганно креститься, и Александр Николаевич с удивлением спросил ее: "Ты что, Марфуша, разве слышишь?" И она ответила, что хорошо слышит. Это было явное чудо и проявление милости Божией.

В 1904 году Александр Архангельский был рукоположен в сан диакона к храму села Сторожевые Выселки Усманского района Липецкой области, а через два года - в сан священника.По воспоминаниям дочери священномученика, когда в семье было уже семеро детей, в его приходе умерли крестьяне – муж и жена...
  • 1 августа
Собор трёх русских святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона ВоронежскихПразднование памяти трёх святителей - Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских - установлено в XIX веке. Соединение памяти этих русских святителей сделано по подобию празднования трём вселенским святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, что видно видно из тропаря в честь свтт. Димитрия, Митрофана и Тихона.

28 октября 1868 года в Бежецком Рождественском храме был освящен алтарный придел в честь вышеназванных русских святителей. Храм в здании Воронежского духовного училища был освящен в их честь. 

Особый тропарь и кондак трем святителям был составлен известным агиографом А. Н. Муравьёвым. 
Затем, в силу разных причин, этот праздник потерял былую торжественность, стал забываться и постепенно исчез из церковных календарей. 

В начале XXI века были предприняты усилия к возрождению праздника. 24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) совершил чин великого освящения в честь трех святителей земли Российской нижнего придела Благовещенского кафедрального собора. 

Тропарь
глас 8 
Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ 
Поддерживающие украинских раскольников афониты пожаловались на Пантелеймонов монастырь
  • 5 марта
Поддерживающие украинских раскольников афониты пожаловались на Пантелеймонов монастырьПосле того, как настоятель Пантелеймонова монастыря Святой Горы Афон прогнал от стен обители делегацию украинской раскольничьей организации СЦУ-ПУПЕЦ, представители четырех афонских монастырей, в которых раскольники были допущены на совместные богослужения, обратились в Священный Кинот Святой Горы с жалобой на русский монастырь. Наш сайт religruss.info приводит текст обращения, который был опубликован в греческих СМИ.

МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ВЕЛИКОЙ ЛАВРЫ, ИВЕРОНА, КУТЛУМУША И [НОВОГО] ЭСФИГМЕНА
28 февраля 2019 года, Святая Гора Афон

Результатом решения Священного Синода Великой Христовой Церкви относительно предоставления автокефалии Украине и последовавших за ним церковных действий стала реализация ряда канонических обязательств Вселенского Патриархата и актуализация его определенных прав, как первопрестольной Церкви, на основании канонов и настоящего порядка Церкви, как это учреждено и существует в веках.

Все это касается канонической связи Вселенского Патриархата с народом Божиим и другими Православными юрисдикциями, а к вопросам веры не имеет никакого отношения, являясь также еще одним крупным вкладом во всемирное шествие нашей непорочной веры и важным братолюбивым и мирным успехом греческого православного духа, который, несомненно, всегда вносит положительный вклад в служение православию, являясь его выражением и сам будучи выражаем им. 

После этого, как известно, возникло намеренно вызванное русской стороной волнение, которое имеет отношение к заявлениям Патриарха Московского и его различных сотрудников, представителей клира и мирян, в которых их верующим запрещается причащаться на Святой Горе, а разрешается только в монастыре св. Пантелеимона; состоятельные русские призываются «вкладываться» в русские, а не афонские (1) монастыри, и в то же время делаются заявления и напоминается о том, что русские благотворители пожертвовали Святой Горе около 200 млн., что, по словам Посла США в Афинах «одновременно работает как русские инвестиции «мягкой силы» в регион, не имеющий международной юрисдикции и финансовой прозрачности» (2). Характеристика «региона, не имеющего международной юрисдикции и финансовой прозрачности» относится к уделу Пресвятой Богородицы и русским пожертвованиям ему.

Священный Кинот неоднократно выражал свое мнение касательно русских устремлений в отношении Святой Горы, как в далеком, так и в недавнем прошлом, в частности, по вопросу о русских торжествах так называемого «тысячелетия русского монашества на Святой Горе» и собственности монастыря святого Пантелеимона в районе «Гуруноскити» (Новая Фиваида – прим. пер.).

В начале Кинот предпринял усилия, чтобы сохранить умеренную, монашескую и исихастскую позицию, так чтобы это место пребывало в покое и молитве, вне событий и шума, преследуя главную цель – нормальное церковное положение и сохранение единства монастырей, а также во избежание бесцельных перипетий и беспокойства. К тому же указанный вопрос не подпадает под какую-либо компетенцию Святой Горы.

На чрезвычайной заседании Священного Кинота в разгар праздничных каникул в начале текущего года было изучено письмо нового предстоятеля Церкви Украины г-на Епифания, препровожденное письмом Генерального секретариата Честного Вселенского Патриархата. Было выказано великое усердие и в итоге отдано предпочтение неучастию в его грядущей интронизации ни направлением поздравительного письма, ни путем физического присутствия представителей Святой Горы, хотя, как известно (3) десять лет назад в то же самое время приглашение Патриарха Московского, препровожденное таким же образом, было удовлетворено немедленным назначением делегации из трех человек, причем вышеуказанная чрезвычайная процедура не понадобилась.

В начале было сочтено, что имевшими место событиями была достигнута поставленная цель – тишина. Но реалии и факт известной утечки якобы из «достоверных источников» Священного Кинота, на которую ссылаются разные лица, дали повод многочисленным центрам пропаганды внутри и за пределами Греции буквально неистовствовать, служа, конечно, чему угодно, но только не афонскому единству и т. д.

Одновременно с вышесказанным мы имеем дело с таким явлением, как началом посещений [Афона] священнослужителями Церкви Украины разных степеней в их новом качестве, когда они снабжены рекомендательными письмами из Вселенского Патриархата, в которых рекомендуются означенные в них лица, указывается их Церковь и их священный сан. 

Этих визитов, несомненно, можно было бы избежать, либо они состоялись бы намного позже, если бы не было немедленного коварного вовлечения русскими в это дело Святой Горы Афон. 

Так в итоге мы видим, что среди борющихся «титанов» наше священное место странным образом и без причины оказалось в эпицентре этой борьбы, как своего рода трофей, на который они претендуют, в то время, как полностью игнорируется его каноническая зависимость от Вселенского Патриархата и политическая от греческого государства (как это определяется Уставом Святой Горы Афон). В итоге игнорируется сам его самоуправляемый статус, поскольку прилагаются усилия, чтобы развалить его путем коварной эксплуатации его привилегий, его необходимой монашеской обращенности к себе и его всевозможных проблем.

Включение монастыря св. Пантелеимона в т. н. зарубежные учреждения Московского Патриархата (4) и открытие в Москве специального центра по его финансированию с целью его восстановления (5) руководствуясь намерением, как сказал президент России: «возродить монастырь во всем его величии, как это задумывалось нашими предками», вовлекло монастырь в сферу русских интересов и исказило бывшую до нынешнего дня его связь с Россией, превратив ее из исторической, традиционной и дружеской в экономическую зависимость и внешнее наблюдение, сопровождаемое вызывающим беспокойство расширением российского вмешательства во все его внутренние вопросы, как например: поминание за богослужениями имени Патриарха Московского в качестве Предстоятеля, что происходит по требованию Московского Патриархата и к тому же после поминания Вселенского Патриарха, местного епископа, в качестве Предстоятеля, - та же практика, что применяется в России.

С другой стороны, у нас есть заявления председателя т. н. «императорского палестинского общества России» и бывшего премьер-министра С. Степашина немецкому журналу der Spiegel, который говорит о том, что: «тема Афона вообще не должна волновать Грецию. Афон – это самостоятельная монашеская республика, что-то наподобие государства Ватикан в Риме (в греч. тексте букв.  «он должен был стать по сути независимым, наподобие Ватикана» - прим. пер.) и что: «у нас… проблемы не с Греческой Церковью, а со Вселенским Патриархом Константинопольским» (7).

По ходу ради информирования следует заметить, что заместителем «императорского палестинского общества России» до своего избрания был Блаженнейший Патриарх Московский Кирилл (8), которые уже давно вовлечен в афонские вопросы, как, например, в вопрос монастыря Эсфигмен. В качестве председателя отдела внешних связей Российского Патриархата убеждая Вселенского Патриарха не трогать оккупантов обители, он заявлял: «Во-первых, эта обитель дорога нам как место пострига родоначальника русского монашества преподобного Антония Печерского, во-вторых, все что происходит сейчас с Эсфигменом, напоминает нашим верующим печальную историю десятилетней давности, когда после подобной силовой акции Свято-Ильинский скит на Афоне, созданный трудами монахов и жертвователей из России, оказался недоступным более для русских иноков» (9).

Все это стоит в одном ряду с постоянно продвигаемыми «международным фондом наследия русского Свято-Пантелеимонова монастыря» необоснованными слухами о том, что: «В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стала приходить в упадок  монашеская жизнь в скиту Новая Фиваида и в самом монастыре» (10) и приводит нас к выводу, что предпринимается попытка манипуляции обителью, так чтобы не прямо поставить под сомнение ее официальную связь с греческим государством (ее невозможно поставить под сомнение), а представить ее как связь оккупационную, связь деспотического господства, но не как естественное присутствие или историческое оправдание и законное присутствие эллинизма на правах своего естественного предка – византийской империи, как будто вовремя и не вовремя нуждающуюся во внешней поддержке и защите. 

И наконец ко всему этому как венец добавляется и данное во время какого-то официального выступления Патриарха Московского знаменитое разрешение на то, чтобы русские паломники на Афоне причащались исключительно и только в монастыре святого Пантелеимона. Вот буквально эти слова: «Русские православные могут посещать «наш» монастырь святого Пантелеимона, который менее всего несет ответственность за пагубные поступки Константинополя» (11). Публикация завершается словами: «Следует отметить, что слова Патриарха Кирилла вызвали бурные аплодисменты присутствующих клириков» (11).

Интересно, бурные аплодисменты присутствующих клириков были вызваны фактом предоставления разрешения или фразой «наш»? Кроме того, в недавно поданном монастырем святого Пантелеимона мнении говорится о том, что «на протяжение веков» он является местом подвигов для многих поколений русских, увязывая всю свою аргументацию со святым Афанасием Афонским (т. е. косвенно возводя факт проживания русских в обители к Χ веку) и намеренно игнорируя всю драматическую историю конца XIX века, связанную с изгнанием греческих монахов из обители, панславизмом, послом Игнатьевым, Сан-Стефанским мирным договором 1878 года и созданием царским режимом «великой Болгарии», и, как следствие, Илинденским восстанием, которое имело своей целью присоединение Македонии к Болгарии, последующую борьбу за Македонию и нынешние перипетии в связи македонским вопросом, чтобы не сказать об относительно недавней высылке российских дипломатов из-за их вмешательство в дела Греции (один из которых – вышеупомянутый председатель Императорского палестинского общества) (12), а еще о том, что Россия уже двадцать шесть лет признает государство Скопье в качестве «Македонии» и, наконец, совершенное устранение присутствия Афона из российского государства, несмотря на то, что в течение веков он активно присутствовал там, а с 1650 года в самом центральном месте. И этого присутствия он насильно лишился и продолжает противозаконно быть лишенным до сего дня, благодаря известным ухищрениями Русской Церкви.

Итак, все это, а равно, как и тот факт, что история русификации монастыря святого Пантелеимона насчитывает всего лишь 150 лет, это конкретное мнение, к сожалению, забывает. А объясняется это так: «чтобы сохранить невредимыми традиционные узы с Русской Церковью». При этом ссылаются на статью 9 Устава Святой Горы Афон, на самоуправляемый статус обители, который, как было сказано, в случае русского вмешательства нарушается разнообразными способами, но который, как мы видим, по отношению к Священному Киноту, греческому государству и Вселенскому Патриархату остается сильным и невредимым. Далее в этом же самом мнении со ссылкой на статью 184 о прозелитизме, заявляется о том, что отныне и в дальнейшем монастырь святого Пантелеимона не будет принимать клириков из Церкви Украины и не будет совместно молиться с остальной афонской братией за богослужениями, на которых будет присутствовать таковой клирик. Если, например, в Священный Кинот-Эпистасию прибудет данный клирик, то представитель-эпистат монастыря святого Пантелеимона будет выходить из зала, а, если тот зайдет в Церковь, то будет выходить из храма. В этом месте невозможно не вспомнить аналогичные по своей аргументации письма и заявления зилотов из монастыря Эсфигмен 70-х годов прошлого века, которые привели к известным перипетиям саму обитель и проживающих в ней, нанесли нашему священному месту сильный удар и продолжают терзать его. И тогда, и сейчас кому-то что-то не понравилось, и тогда, и сейчас Вселенский Патриархат был только предлогом, даже если Русская Церковь не просто собеседует с Папой, но допускает и католических «священников» до сослужения, признавая их крещение и священный сан простой разрешительной молитвой (см. Прием католиков в Русской Церкви) (13). Как же интересно, совершающие такие священнодействия по приему инославных русские епископы допускаются в монастырь святого Пантелеимона? Почему в этом случае нет ни соблазна, ни протестов? Всем также известна в прошлом связь этого монастыря с раскольниками из Зарубежной Церкви, которые и служили в монастыре, и направляли в него людей на жительство (см. Αντώνιος-Αιμίλιος Ταχιάος: Η παρουσία Ρώσων μοναχών στον Άθω (11ος-20ος αι.) (14).

Там, очевидно, не было [такой] чувствительности. А может, в конечном счете, критерий здесь не религиозной, а только этнофилетический?

В прошлом году и под предлогом урегулированного отныне вопроса монастыря святого Пантелеимона в районе Гуруноскита в Священный Кинот было подано письменное мнение, в котором были изложены разные проблемы, связанные с русскими устремлениями на Афоне, которые касались тогдашнего положения, но и приобретенного опыта служения в комиссии Священного Кинота по русским вопросам. Итак, там говорилось о русских целях на Афоне, о тождестве их с возрождающимися панславистскими устремлениями прошлого, да и вообще, идущей из России попытке чрезвычайно подчеркивать измышленную и вычурную «инаковость» монастыря святого Пантелеимона в противоположность прочим обителям. Наблюдая за текущими событиями и, несмотря на заверения обители об обратном, можно констатировать, что с давних пор выражавшиеся опасения, к сожалению, подтверждаются, и обитель склоняется к изоляции и к тому, чтобы под внешне разумными предлогами стать орудием в руках чуждых по отношению к установлениям и статусу нашего священного места, которые порождая здесь раскол, шум и разделение и сея свои ухищрения в большом масштабе нацелены на всю Святую Гору, чая достигнуть своей основной вышеуказанной цели, каковая заключается в манипуляцией монастырем святого Пантелеимона. В эту сеть не должен попасть ни этот монастырь, ни остальная Гора Афон.

После изложения нами вышеуказанных выводов и вопросов мы с братской любовью просим священный Кинот принять во внимание следующие наши предложения:

Этим шагом подать свое письменное мнение монастырь святого Пантелеимона нарушил принятое решение монастырей о том, чтобы проявить выдержку, которая простерлась до того, что ради сохранения их единства и единомыслия предотвратила подачу соответствующего мнения монастырем Ставроникита.

Поспешно и без должной осмотрительности оно по ошибке было принято во время чтения черновиков протоколов и легко перешло в протоколы собраний. По этой причине полагаем, что его необходимо направить в честной Вселенский Патриархат для разъяснения возражений и разрешения вопросов обители.

Монастырь святого Пантелеимона должен выразить свое возражение на указ Московского Патриархата в отношении причащения русских верующих и присоединиться к общей практике остальных девятнадцати монастырей, которые не делают различия между русскими и не русскими православными христианами.

Монастырь святого Пантелеимона должен прекратить поминовение за богослужениями двух предстоятелей и сообразовываться со статьей 5 Устава Святой Горы Афон.

Священный Кинот не может ни принять, не привести в действие мысль о применении различной практики в отношении рекомендательных писем клириков из автокефальной Церкви Украины, потому что это противоречит статье 173 Устава Святой Горы Афон, которая говорит следующее: «Ни один архиерей не может совершать священнодействия на Святой Горе, если он не будет снабжен письмом Вселенского Патриархата, в котором указывается, что он не имеет препятствий для совершения священнодействий, и без разрешения Священного Кинота или какого-либо монастыря…Любой клирик более низкой ступени должен иметь таковое письмо в Священный Кинот от своего церковного начальства». Рекомендательное письмо Священной Эпистасии является ее обязательством по решению Священного Кинота; в ней же зачитывается соответствующее патриаршее письмо, а это рекомендательное письмо проистекает из патриаршего письма, выражает его подлинность, запечатлевает, согласно Уставу (ст. 5) «духовную юрисдикцию Великой Христовой Восточной Церкви на Святой Горе» и не может становится предметом никаких переговоров. Не предоставление его является прямым оспариванием и оскорблением дающего рекомендацию Вселенского Патриарха, Священного Кинота и заинтересованного монастыря, а также прибывающего для визита клирика, который соблюдает канонический порядок и приезжает, имея разрешение и рекомендацию. Отказ в его выдаче также нарушает многочисленные решения и рекомендации Священного Кинота, в частности, монастырю святого Пантелеимона, многие гости которого в епископском сане по временам не заботились о том, чтобы получить рекомендательное письмо из Эпистасии или намного больше приступали к богослужению без разрешения Вселенского Патриархата. Наконец, нельзя, чтобы протестующие прятались за анонимностью Священного Кинота, перекладывая на него ответственность и ссылаясь на него, как на препятствие к совершению священнодействий данными клириками, поскольку совершение священнодействий в любом монастыре любым клириком регулируется самой обителью, в то время как гостеприимство, напротив, оказывается по традиции всем независимо даже от религиозного исповедания.

Наконец, если это внешнее вмешательство не прекратиться, продолжая терзать наше священное место, и продолжатся попытки возложить на нас, как нашу собственную проблему, вопрос не афонского и недогматического характера, а пастырского значения, касающийся межцерковных отношений, то мы считаем, что это породит для нашего святого места огромную духовную проблему.


Представители монастырей:
Великой Лавры – иеромонах Никодим
Иверона – иеромонах Антоний
Кутлумуша – иеромонах Филофей 
Эсфигмена – иеромонах Гавриил